Программа развития МАОУ СОШ № 1 им. Н.И. Кондратенко на 2024-2029 год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Н.И. Кондратенко
(МАОУ СОШ № 1 им. Н.И. Кондратенко)

СОГЛАСОВАНО
Начальник УО администрации
МО Кущевский район
________________ В.О. Богунова

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 1
им. Н.И. Кондратенко
от 12.08.2024 г № 477
Директор __________ И.И. Карякина

СОГЛАСОВАНО
Наблюдательным советом
Протокол № 2 от 12.08.2024 г

Программа развития МАОУ СОШ № 1 им. Н.И. Кондратенко
на 2024 – 2029 годы

ст-ца Кущевская, 2024 год
1

Паспорт программы развития
Полное
наименование Муниципальное автономное общеобразовательорганизации
ное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 1 имени Н.И. Кондратенко
Документы, послужив- 1. Федеральный закон «Об образовании в Российшие основанием для раз- ской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
работки программы раз2. Федеральный проект «Цифровая образовательвития
ная среда» (п. 4.4 паспорта национального проекта «Образование», утв. президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию
и национальным проектам, протокол от
24.12.2018 № 16).
3. Постановление
Правительства
РФ
от
26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации
"Развитие образования"».
4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы,
утвержденная указом Президента РФ от
09.05.2017 № 203.
5. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827.
6. Основы государственной молодежной политики до 2025 года, утвержденные распоряжением
Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р.
7. Распоряжение Минпросвещения России от
21.06.2021 № Р-126 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности"».

2

8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
9. Стратегия развития воспитания в РФ на период
до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.
10. Письмо Минпросвещения
11.05.2021 № СК-123/07.
Сведения
разработчиках

России

от

о Ответственные: Карякина Ирина Ивановна, директор МАОУ СОШ№ 1 им. Н.И. Кондратенко
Рабочая группа в составе, утвержденном приказом МАОУ СОШ № 1 им. Н.И. Кондратенко №
823 от 29.12.2023 г.

Цели программы разви- 1. Повышение конкурентных преимуществ
тия
школы как образовательной организации, ориентированной на создание условий для формирования успешной личности ученика.
2. Цифровизация образовательной деятельности,
делопроизводства.
3. Эффективное применение ФООП, в том числе
развитие воспитательной работы, проведение
профориентационных мероприятий и сотрудничество с общественными организациями этой
сферы.
4. Обеспечение разнообразия и доступности дополнительного образования с учётом потребностей и возможностей детей.
5. Повышение уровня безопасности, в том числе
усиление антитеррористической защищенности
объектов организации.
6. Создание условий получения общего образования детьми с различными особенностями и потребностями, в том числе детьми-мигрантами,
нуждающимися в длительном лечении и т. д.
3

Комплексные
задачи 1. Создание системы сетевого взаимодействия со
программы развития
спортивными организациями, СПО, ВУЗами, организациями сферы культуры, чтобы расширить
перечень предлагаемых услуг и повысить качество уже оказываемых, помочь учащимся в выборе будущей специальности, подготовке к поступлению в СПО, ВУЗ.
2. Расширение образовательных возможностей
для учащихся через многопрофильность и вариативность образовательных программ общего и дополнительного образования.
3. Оптимизация системы дистанционных образовательных технологий, электронного обучения с
целью повышения эффективности их использования.
4. Цифровизация системы управления образовательной организацией, в том числе документооборота.
5. Создание востребованной воспитательной системы для реализации современной молодежной
и профориентационной политики.
6. Повышения безопасности в организации в отношении детей и работников, посетителей.
Основные направления 1. Применение ФООП при разработке ООП и орразвития организации
ганизации образовательного процесса, в том
числе внедрение новых федеральных рабочих
программ по мере их утверждения Минпросвещения.
2. Усиление информационной открытости и ведение официальной страницы в социальной сети
ВКонтакте.
3. Внутренний мониторинг условий организации
на соответствие аккредитационным показателям.

4

4. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей и
их родителей.
5. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации.
6. Усиление антитеррористической защищенности организации.
7. Организация профориентационной работы с
обучающимися.
8. Оптимизация работы с кадрами и внедрение
наставничества среди педагогических работников.
9. Ведение инновационной деятельности.
Период
реализации С 01.09.2024 года по 01.09.2029 год – 5 лет
программы развития
Порядок
финансирования
программы развития

Средства субсидии на муниципальное задание.
Целевые субсидии. Средства от приносящей доход деятельности (платные образовательные
услуги)

Целевые индикаторы и Успешно применяются ФООП, в том числе федепоказатели успешности ральные рабочие программы при разработке ООП
школы.
реализации программы
Отсутствуют замечания со стороны органов контроля и надзора в сфере образования.
Функционирует система воспитания, которая соответствует законодательству РФ и удовлетворяет учащихся и родителей минимум на 60%. 70%
учащихся включено в систему дополнительного
образования школы.
50 % педагогов, ответственных за профориентацию прошло обучение по программам, связанным
реализацией профминимума Минпросвещения.
5

В школе действует эффективная система мониторинга образовательного и воспитательного процесса.
Увеличилось на 45% число работников, использующих дистанционные технологии, ИКТ, инновационные педагогические технологии.
90 % педагогов обучилось по программам для работы с детьми с ОВЗ, длительно болеющими
детьми.
Увеличилось финансирование организации на 10
% за счет дополнительных платных образовательных услуг, побед в грантовых конкурсах.
На 20 % снизилось количество несчастных случаев с работниками и детьми.
Отсутствуют происшествия, произошедшие на
территории организации
Ожидаемые результаты Обеспечивается качество общего и дополнительреализации программы
ного образования, соответствующего ФГОС,
ФООП, социальному заказу, возможностям и потребностям обучающихся.
Расширился перечень дополнительных образовательных услуг, предоставляемых обучающимся.
Организовано профильное обучение и профориентация с использованием сетевого взаимодействия образовательных учреждений.
Стабильные положительные результаты, достигнутые обучающимися в ходе государственной
итоговой аттестации.
Готовность выпускников школы к дальнейшему
обучению и деятельности в современной высокотехнологической экономике.
Выросло количество и масштабы социально-позитивных инициатив со стороны обучающихся.
6

Педагоги овладели цифровыми ресурсами, необходимыми для успешного решения задач современного образования в условиях ФГОС.
Создана эффективная система информационного
обеспечения образовательного процесса.
Модернизирован школьный медиацентр виртуальных образовательных ресурсов и дистанционного образования
Контроль
реализации Организация осуществляет мониторинг эффекпрограммы развития
тивности реализации программы развития. Отчетная дата – май каждого года. По итогам ежегодного мониторинга ответственный работник составляет аналитический отчет о результатах реализации программы развития. Ответственный
назначается приказом директора МАОУ СОШ №
1 им. Н.И. Кондратенко.
Корректировку программы развития осуществляет директор МАОУ СОШ № 1 им. Н.И. Кондратенко.
Информационная справка об организации
Сведения об организации. МАОУ СОШ № 1 им. Н.И. Кондратенко (далее –
школа, организация) имеет статус средней школы с 1933 года.
Школа расположена по адресу:
Юридический адрес: 352030, Краснодарский край, Кущевский район,
ст – ца Кущевская, ул. Красная, д. 1.
Фактический адрес: 352030, Краснодарский край, Кущевский район,
ст – ца Кущевская, ул. Ветвистая, д. 20.

Телефон: 8 (86168) 5 40 95. Электронный адрес: school1@kushev.kubannet.ru
Школа находится в типовом здании, введена в эксплуатацию в декабре 2022
года. У школы нет филиалов. В ней обучают 900 учащихся. Учебные занятия
проводятся в одну смены. Режим работы школы: пятидневная учебная неделя.
7

Обеспечена занятость учащихся по интересам во второй половине дня и
в субботу в рамках дополнительного образования и курсов внеурочной деятельности. На конец 2023 года дополнительное образование представлено 5
кружками и секциями.
Для функционирования школы, в том числе организации образовательного
процесса имеются:














учебные кабинеты – 41, площадь – 3075,0 м2;
2 компьютерных класса, площадь – 84 м2; 88,9 м2
2 мастерских для мальчиков, площадь – 103,3 м2; 99,6 м2
2 мастерских для девочек, площадь – 82,9 м2; 82,9 м2
2 спортивных зала, площадь – 375,3 м2; 524,0 м2
актовый зал, площадь – 382,4 м2;
библиотека с мультимедийной зоной, площадь – 215,6 м2; 66,6 м2
столовая на 275 посадочных мест;
архив, площадь – 9 м2;
медицинский кабинет, площадь – 83,2 м2;
2 кабинета психолога, площадь – 12,4 м2; 23,8 м2
учительская, площадь – 45,3 м2;
методический кабинет, площадь – 12,4 м2.

Сведения об обучающихся. Оценка содержания и качества подготовки обучающихся – статистика показателей за 2020–2023 годы
№
п/п

Параметры
статистики

1

Количество детей, обучавшихся
на конец учебного года, в том
числе:
— начальная
школа

2020–2021 2021–2022 2022–2023
учебный
учебный учебный
год
год
год

377

393

366

На конец
2023 года

369

8

2

3

4

— основная
школа

451

467

462

443

— средняя школа

60

47

68

90

— начальная
школа

3

3

0

— основная
школа

0

0

0

— средняя школа

0

0

0

— об основном
общем
образовании

0

0

0

— среднем
общем
образовании

0

0

0

— в основной
школе

0

1

5

— средней школе

2

0

1

Количество учеников, оставленных на повторное
обучение:

Не получили
аттестата:

Окончили школу
с аттестатом с
отличием:

Приведенная статистика показывает, что положительная динамика
успешного освоения основных образовательных программ сохраняется.
9

Обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в 2023 году в Школе 39 человек
Характеристика окружающего социума. Социум школы представляет собой микро- и макросреду. Микросреду составляют семьи обучающихся.
Макросреду, или макроокружение, представляют различные организации,
взаимодействие с которыми позволяет реализовать модель, основанную на интегративной связи образования, науки и социальных структур. в центре станицы расположены спортивный комплекс, бассейн, детская школа искусств,
детская библиотека, СПО.
Все это способствует развитию школы, чтобы быть конкурентоспособными, но при этом не терять своей уникальности. С образовательными учреждениями наладили партнерские взаимоотношения: проводим совместные мастер-классы, экскурсии в лаборатории и мастерские, круглые столы.
Сотрудничество со спортивным комплексом позволяет обеспечить возможность получения дополнительного образования, реализовать индивидуально-дифференцированный подход к развитию детей, удовлетворить потребность детей в двигательной активности (через посещение учащимися различных спортивных секций).
Совместно с детской библиотекой школа проводит литературные и культурно-познавательные мероприятия.
Организационно-педагогические условия организации, характеристика педагогов. Общее количество работников – 86 человек. Из них 56– учителя и иные педагогические работники.
Образование, кол-во Наличие квалификационных Стаж
работников
категорий, кол-во работников кол-во
ков
Высшее – 54 чел.
Среднее специальное
– 2 чел.
Обучаются в ВУЗах –
2 чел.

Высшая – 25 чел.
Первая – 19 чел.

работы,
работни-

До 5 лет – 3 чел.
5 – 10 лет – 19 чел.
Свыше 15 лет – 34
чел.

Среди педагогического состава есть учителя, отмеченные наградами:




Почетный работник общего образования РФ – 5 работник;
заслуженный учитель «Кубани» - 4 работника.
Почетная грамота Министерства образования и науки РФ – 7 человек;
10





Нагрудный знак «Молодость и профессионализм» - 1 человек;
Грамоты и Благодарственные письма Министерства образования и
науки Краснодарского края – 9 человек;
Ежегодно за стабильные высокие результаты в обучении и воспитании
педагоги школы представлены на отраслевой «Доске почета» Кущевского района.

На данный момент школа полностью укомплектована для реализации образовательных программ общего образования. На момент завершения программы школа должна создать материально-технические ресурсы для реализации программ дополнительного образования по следующим направлениям:
технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой.
В школе работает музей, имеющий три экспозиции:




«Солдат войну не выбирает»
История школы
Клуб международной дружбы
Основания для разработки программы развития

Перед началом разработки программы рабочая группа проанализировала:




результативность реализации программы развития школы на 20212024 годы;
потенциал развития школы на основе SWOT–анализа возможностей и
проблем образовательной организации;
возможные варианты развития.

Основания для разработки программы развития школы по итогам SWOTанализа
Оценка актуального состояния Оценка перспектив развития в соотвнутреннего потенциала
ветствии с изменениями внешнего
окружения
Сильные
стороны (S)

Слабые
стороны (W)

Благоприятные
возможности (O)

Угрозы (T)

Высокий уро- Низкий процент Есть предложения Расширяется
вень профессио- молодых педаго- по сетевому взаи- конкурентная среда
нальной подгомодействию

11

товки препода- гов готовых равателей (78,6 % ботать в проучителей имеют фильных классах
высшую
и
первую категорию).
Хорошая
материальнотехническая
база
Учебный план
имеет разнообразную вариативную часть

Недостаточное
количество учащихся
школы
для расширения
направлений
профильных
классов

Есть спрос на про- Период демографифильное и пред- ческого спада в репрофильное обра- гионе
зование

Развита система
организации
проектно-исследовательской
деятельности
школьников

Нет эффективного механизма
оказания платных услуг

Школа
часто
участвует в спортивно-оздоровительных мероприятиях различного
уровня

Недостаточное
финансирование
дополнительного
образования

Школьники
успешно участвуют в муниципальных, краевых олимпиадах, конкурсах,
конференциях
различной
направленности

Библиотечный
фонд укомплектован недостаточно, нет новых
поступлений, в т.
ч. электронных
изданий

Школа выстроила
систему взаимодействия школы с
государственными
и общественными
организациями

Школа полностью
зависит от бюджетного финансирования в условиях экономической нестабильности

Школа располо- Нет
школьной Школа участвует в Слабый спрос на
жена в районе маркетинговой
конкурсах на полу- культурные меронового жилого стратегии
чение грантов
приятия
микрорайона

12

Основные направления развития организации
1. Эффективное применение ФООП, в том числе адаптированных.
Разработка ООП школы на основе утвержденных ФОП и ФАОП, в том
числе использование федеральных рабочих программ по мере их утверждения
и корректировки Минпросвещения. Обеспечение соответствия материальнотехнической базы требованиям ФГОС и ФОП. Контроль реализации ООП в
рамках ВСОКО.
2. Внутренний мониторинг условий организации на соответствие аккредитационным показателям.
Проводить периодическую внутреннюю проверку школы на соответствие аккредитационным показателям. Если выявятся несоответствия, провести мероприятия по их устранению.
3. Усиление информационной открытости и ведение официальной страницы в социальной сети ВКонтакте.
Назначение ответственного за ведение официальной страницы в социальной сети ВКонтакте. Утверждение локальных нормативных актов, в том
числе плана контрольных мероприятий на год. Планирование обучения ответственного. Анализ ошибок ведения официальной страницы и разработка мер
по улучшению ведения официальной страницы.
4. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей.
Повысить эффективность системы дополнительного образования. Принять участие в реализации ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших
выдающиеся способности» до 2025 года (распоряжение Минпросвещения от
21.06.2021 № Р-126).
5. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации.
Реализация государственной политики в сфере цифровой трансформации образовательной организации и развития цифровой образовательной
среды. Внедрение электронного документооборота.
6. Совершенствование системы охраны труда. Внедрение новых мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
13

Актуализировать локальные нормативные акты школы в сфере охраны
труда. Разработать, утвердить и планомерно осуществлять мероприятий по
улучшению условий и охраны труда, в том числе:






проводить специальную оценку условий труда, оценку уровней профессиональных рисков;
механизировать работы при складировании и транспортировании продуктов, отходов, других тяжелых объектов;
модернизировать оборудование и технологические процессы на рабочих местах с целью снижения содержания вредных веществ в воздухе
рабочей зоны, механических колебаний и излучений;
обустроить новые или реконструировать имеющиеся места отдыха,
психологической разгрузки, обогрева работников, укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе.

7. Усиление антитеррористической защищенности организации.
Провести оценку качества и достаточности организационных мероприятий, практической готовности и обеспечения объекта техническими средствами. Разработать комплексный план мероприятий по усилению антитеррористической безопасности, интегрировать его с антикризисным планом организации.
8. Оптимизация работы с кадрами.
Анализ должностей, на которые можно принять студентов среднего профессионального и высшего образования. Разработка мер по ускоренной адаптации студентов к работе. Поиск кандидатов на вакантные должности среди
студентов. Разработка мер по повышению привлекательности работы в школе.
9. Внедрение наставничества среди педагогических работников.
Назначение куратора по наставничеству педагогов. Анализ работников и
подбор пар наставник-наставляемый. Разработка дорожной карты и локальных нормативных актов по наставничеству. Ведение базы наставников и
наставляемых. Контроль реализации программ наставничества.
10. Организация профориентационной работы с обучающимися.
Назначение ответственного за профориентационную работу в школе и ответственных в каждом классе. Утверждение плана профориентационной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Планирование обучение ответственных в соответствии с рекомендациями Минпросвещения.
14

Мероприятия по реализации программы развития
№ Мероприятие Ответственн Срок
п/
ый
п

Результат

Выполнен
ие

1. Применение ФООП
1

Контроль реа- Заместитель По графику ООП соответлизации ООП, директора по ВСОКО
ствует ФГОС
разработанных УВР
и ФОП
по ФОП

2

Корректировка Заместитель По
мере Утвержденна
ООП при изме- директора по необходимо я ООП
нении ФОП
УВР
сти

3

Анализ и кор- Заместитель По
мере
ректировка ло- директора по необходимо
кальных нор- УВР
сти
мативных актов

Обновленные
локальных
нормативных
актов

2. Мониторинг соответствия школы аккредитационным показателям
1

Проведение
Заместитель СентябрьАкт
внутреннего
директора по октябрь 2024 внутреннего
аудита на соот- УВР
аудита
ветствие
школы аккредитационным
показателям

2

Разработка мер Заместитель Ноябрь 2024 Приказ
об
по устранению директора по
утверждении
выявленных
УВР
мер
нарушений

3

Реализация
Заместитель Ноябрь-деплана мер по директора по кабрь 2024
устранению
УВР
выявленных
нарушений

Аналитическ
ая справка

3. Ведение госпаблика
15

1

Мониторинг
ведения
госпаблика

Заместитель Раз в квартал Справка
директора по
ВР

2

Разработка
Заместитель Сентябрь
плана
меро- директора по 2024
приятий мони- ВР
торинга госпаблика и мер
по улучшению
его ведения

3

Обучение от- Директор
ветственного
за ведение госпаблика

План

По
плану Документы
мероприяти об обучении
й

4. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг
для детей и их родителей
1

Анализ
Заместитель Январь-март Анкетирован
востребованно директора по 2025
ие и опрос
сти
УВР
родителей
дополнительно
го образования

2

Проведение
Директор
педсовета с целью определения, какие программы дополнительного образования надо
реализовать

3

Разработка
Заместитель Май-август
программ
директора по 2025
дополнительно УВР
го образования
Педагог дополнительного образования

Апрель 2025 Протокол
заседания
педсовета

Образовательные программы по открываемым
направлениям дополнительного
образования

16

4

Проведение
Директор
педсовета с целью определения, как школа
может участвовать в реализации госпрограмм

Март 2025

Протокол
заседания
педсовета

5. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации
1

Составление
Заместитель Март 2025
плана развития директора по
цифровой ин- АХР
фраструктуры
школы

План
развития
цифровой
инфраструкту
ры

2

Направление Директор
на
обучение
работников
цифровым
компетенциям

Приказ

3

Закупка и уста- Контрактный 2025-27 год
новка нового управляющий
оборудования
по плану

Май 2025

Акты
приемки

6. Совершенствование системы охраны труда
1

Разработка ме- Специалист
роприятий по по ОТ
улучшению
условий
и
охраны труда

Март 2025

Проект мероприятий по
улучшению
условий
и
охраны труда

7. Усиление антитеррористической защищенности организации
1

Определение
основных положений проведения
в
школе работы
по АТЗ, схемы
управления,

Директор
Заместитель
директора по
АХР

2025 год

Приказы
Локальные
нормативные
акты школы

17

состава комиссий по внутренним проверкам, способов контроля
2

Разработка
Заместитель Апрель 2025 Утвержденны
плана
меро- директора по
е планы
приятий по ис- АХР
полнению ПП
РФ
от
02.08.2019 №
1006 и плана
действий при
установлении
уровней террористической
опасности

3

Разработка
Заместитель Ежегодно в Утвержденны
плана проведе- директора по августе
и е планы
ния учений и АХР
феврале
тренировок по
АТЗ

4

Планирование
внедрения интегрированной
системы безопасности

Директор
Заместитель
директора по
АХР

Второе
полугодие
2025

Утвержденны
й
план
внедрения

8. Оптимизация работы кадровых ресурсов
1

Составление
Специалист
перечня долж- по кадрам
ностей, на которые можно
принять студентов среднего профессионального
и
высшего образования

Февраль
2025

Перечень

18

2

Разработка мер Специалист
по повышению по кадрам
привлекательности работы в
школе и ускоренной адаптации студентов
к работе

Февральмарт 2025

План мер

3

Поиск канди- Специалист
датов на ва- по кадрам
кантные должности
среди
студентов

По
мере Заключенные
необходимо трудовые дости
говоры
со
студентами

9. Внедрение наставничества среди педагогических работников
1

Назначение
Директор
куратора
по
наставничеству педагогов

Февраль
2025

Приказ

2

Разработка до- Куратор
рожной карты
и локальных
нормативных
актов
по
наставничеству

Февральмарт 2025

ЛНА

3

Ведение базы Куратор
наставников и
наставляемых.
Разработка и
реализации
программ
наставничества

По графику Отчет
дорожной
карты

13. Организация
1

Назначение
Директор
куратора
по
профориента-

Февраль
2025

Приказ

...

19

ционной
работе с обучающимися
2

Оказание про- Куратор,
На постоянфориентацион- классные ру- ной основе
ной поддержки ководители
учащимся
в
процессе выбора ими профиля обучения
и сферы будущей профессиональной деятельности

профориентационные
уроки;
экскурсии;
классный час
по профориентации;
встречи со
специалистами;
родительские
собрания по
профориентационной тематике

Механизмы реализации программы развития школы
1. Модернизация и цифровизация управленческих и образовательных
процессов, документооборота: закупка и установка оборудования, обучение
работников, контроль за правильным использованием нового оборудования и
технологий.
2. Интеграция в образовательном процессе урочной, внеурочной и профориентационной деятельности.
3. Проведение опросов и анкетирований для оценки уровня удовлетворенности услугами школы, существующими в нем процессами.
4. Изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье
детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности.

20

5. Организация стажировок и повышения квалификации педагогических
работников, обмена опытом.
6. Совершенствование системы мониторинга, статистики и оценки качества образования.
Ожидаемые результаты реализации программы развития
1. Улучшение качества предоставляемых образовательных услуг через
обновление структуры и содержания образовательного процесса с учетом
внедрения инновационных подходов.
2. Информатизация образовательного процесса и управления, делопроизводства.
3. Расширение перечня образовательных возможностей, социально-образовательных партнерств.
4. Создание эффективной профильной системы обучения, развитие проектной деятельности и профориентации обучающихся.
5. Повышение эффективности системы по работе с одаренными и талантливыми детьми.
6. Улучшение условий обучения детей с особыми потребностями – детей - мигрантов, длительно болеющих учеников и др.
7. Повышение профессиональной компетентности педагогов, в том
числе в области овладения инновационными образовательными и метапредметными технологиями за счет прохождения повышения квалификации и переподготовки работников, участия в региональных и федеральных профессиональных мероприятиях.
8. Уменьшение замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны
труда и безопасности.
Критерии и показатели оценки реализации программы развития
Направления развития
организации
Применение ФООП

Критерии и показатели оценки
Разработаны и реализуются ООП, соответствующие
ФОП
и
ФАОП.
21

Отсутствуют замечания со стороны органов контроля и надзора в сфере образования.
Удовлетворенность 60 % участников
образовательных отношений качеством
предоставляемых образовательных услуг
Ведение госпаблика

Госпаблик соответствует требования законодательства и рекомендациям Минцифры.
Ответственный за госпаблик проходит
ежегодное обучение по ведению госпаблика.
Госпаблик школы участвует в федеральном рейтинге и входит в 20-ку лучших
госпабликов региона

Мониторинг
соответствия Отсутствуют замечания со стороны оргашколы аккредитационным пока- нов контроля и надзора в сфере образовазателям
ния.
В школе действует эффективная система
мониторинга образовательного и воспитательного процесса
Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных образовательных
услуг

70% учащихся включено в систему дополнительного
образования
школы.
Прирост финансирования организации на
30 % за счет дополнительных платных образовательных услуг, побед в грантовых
конкурсах.
Увеличение числа договоров о сотрудничестве, сетевой форме реализации образовательных программ с организациями
округа и города научной, технической, инновационной, культурной, спортивной,
художественной, творческой направленности

Цифровизации образовательного Увеличилось на 35% число работников,
и управленческого процесса
использующих дистанционные технологии, ИКТ, инновационные педагогические
технологии
Совершенствование
охраны труда

системы На 20 % снизилось количество несчастных случаев с работниками и детьми.
22

Отсутствие замечаний от органов надзора
и контроля в сфере охраны труда
Усиление антитеррористической Отсутствие происшествий на территории
защищенности организации
организации.
Отсутствие замечаний от органов надзора
и контроля в сфере безопасности
Оптимизация кадровых ресурсов Кадровые дефициты закрылись за счет
и развитие наставничества
привлечения студентов. Студенты
успешно работают в школе дольше 2-х
лет. Опытные педагоги получают категории «педагог-наставник» и «педагог-методист»
Профориентационная работа

Школа реализует профминимум по выбранному уровню. Увеличилось на 10%
количество выпускников, которые
успешно поступили в ссузы. Повысилось
на 20% количество учеников 9-11-х классов, которые определились с выбором
профессии

23

Сумма баллов за весь тест: 137
Значение показания

Балльная
оценка

1

Реализация учебно-исследовательской и проектной деятельности(критический показатель)

Обучающиеся участвуют в реализации
проектной и/или исследовательской деятельности

1

2

Реализация учебных планов одного или нескольких профилей обучения, предоставление обучающимся возможности формирования индивидуальных учебных
планов(критический показатель)

Реализация не менее 2 профилей или нескольких различных индивидуальных
учебных планов

2

3

Реализация федеральных рабочих программ по учебным предметам (1‒11 классы)
(критический показатель)

100% учителей используют программы
учебных предметов, содержание и планируемые результаты которых не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных рабочих
программ учебных предметов

1

4

Обеспеченность учебниками и учебными пособиями, в том числе специальными
учебниками и учебными пособиями для обучающихся с ОВЗ

Обеспечено учебниками в полном объеме

1

№

Показатель оценивания
Магистральное направление «Знание»

24

5

Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) из федерального перечня

Предусмотрено

1

6

Углубленное изучение отдельных предметов

Не реализуется углубленное изучение отдельных предметов

0

Реализация и соблюдение требований локального акта, регламентирующего
формы, порядок, периодичность текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (критический показатель)

100% учителей и членов управленческой
команды школы соблюдают требования
локального акта, регламентирующего
формы, порядок, периодичность текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

1

8

Реализация и соблюдение требований локального акта, регламентирующего внутреннюю систему оценки качества образования (критический показатель)

100% учителей и членов управленческой
команды школы соблюдают требования
локального акта, регламентирующего
внутреннюю систему оценки качества образования

1

9

Планирование оценочных процедур с учетом графиков проведения федеральных и
региональных (при наличии) оценочных процедур (сводный график оценочных
процедур размещен на официальном сайте школы)

Да

1

10

Наличие выпускников 11 класса, получивших медаль За особые успехи в учении (I
и (или) II степени)

Отсутствие выпускников 11 класса, получивших медаль «За особые успехи в учении», которые набрали по одному из
предметов ЕГЭ менее 70 баллов

1

7

25

11

Образовательная организация не входит в перечень образовательных организаций
с признаками необъективных результатов

образовательная организация не входит в
перечень образовательных организаций с
признаками необъективных результатов
по итогам двух предыдущих учебных годов

12

Отсутствие выпускников 9 класса, не получивших аттестаты об основном общем
образовании, в общей численности выпускников 9 класса (за предыдущий учебный год)

Отсутствие выпускников 9 класса, не получивших аттестаты об основном общем
образовании

1

13

Отсутствие выпускников 11 класса, не получивших аттестаты о среднем общем
образовании, в общей численности выпускников 11 класса (за предыдущий учебный год)

Отсутствие выпускников 11 класса, не
получивших аттестаты о среднем общем
образовании

1

14

Реализация рабочих программ курсов внеурочной деятельности, в том числе курса
Разговоры о важном (критический показатель)

Обучающимся обеспечено не менее 5‒9
часов еженедельных занятий внеурочной
деятельностью

2

15

Участие обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников

Участие в региональном этапе

2

Наличие победителей и призеров этапов Всероссийской олимпиады школьников

Наличие победителей и (или) призеров
регионального этапа Всероссийской
олимпиады школьников

2

16

2

26

17

Сетевая форма реализации общеобразовательных программ (наличие договора(ов) о сетевой форме реализации общеобразовательных программ;наличие общеобразовательных программ, реализуемых в сетевой форме)

Осуществляется сетевая форма реализации общеобразовательных программ

1

18

Реализация программы (плана) мероприятий по обеспечению доступности и качества образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью (или развития инклюзивного образования и т. п.)

Реализация в течение 2 и более лет

3

19

Разработанность локальных актов (далее ‒ ЛА) в части организации образования
обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, в том числе посредством организации инклюзивного образования

Разработаны отдельные ЛА, или есть указание в общих ЛА на особенности организации образования обучающихся с
ОВЗ, с инвалидностью по отдельным вопросам (не охватывает все вопросы организации образования обучающихся с
ОВЗ, с инвалидностью)

1

20

Кадровое обеспечение оказания психолого-педагогической и технической помощи
обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью

Обеспечено полностью

2

Программно-методическое обеспечение обучения и воспитания по федеральным
адаптированным образовательным программам

Разработаны адаптированные основные
общеобразовательные программы и адаптированные дополнительные общеобразовательные программы

2

21

27

22

Обеспечение информационной открытости, доступности информации об организации образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью (за исключением персональной информации, в том числе о состоянии здоровья обучающихся)

Информационный блок на официальном
сайте общеобразовательной организации
с регулярно обновляемой информацией

3

23

Учебно-дидактическое обеспечение обучения и воспитания по федеральным адаптированным образовательным программам
(в соответствии с рекомендованными психолого-медико-педагогической комиссией вариантами адаптированных образовательных программ)

Обеспечено учебниками в полном объеме

1

24

Наличие специальных технических средств обучения (далее ‒ТСО) индивидуального и коллективного пользования

оснащены ТСО отдельные рабочие места
для обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью

1

25

Применение электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий в образовании обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью

Предусмотрено

1

26

Создание условий для профессионального развития и совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников в части обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью , в том числе посредствам организации
инклюзивного образования (за три последних года)

100% педагогических работников прошли обучение (за три последних года)

3

28

27

Трансляция опыта образовательной организации в вопросах образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, в том числе посредством организации инклюзивного образования, на семинарах, тренингах, конференциях и иных мероприятиях

Проводится эпизодически (отдельные мероприятия)

1

Магистральное направление «Здоровье»
28

Обеспечение бесплатным горячим питанием обучающихся начальных классов
(критический показатель)

100% обучающихся начальных классов
обеспечены горячим питанием

1

29

Организация просветительской деятельности, направленной на формирование здорового образа жизни (далее – ЗОЖ), профилактика табакокурения, употребления алкоголя и наркотических средств. (критический показатель)

Наличие общешкольной программы работы по противодействию и профилактике вредных привычек

1

30

Количество школьных просветительских мероприятий по ЗОЖ, по профилактике
курения табака, употребления алкоголя и наркотических средств

Более 5 мероприятий за учебный год

3

Реализация программы здоровьесбережения

Наличие отдельных программ здоровьесбережения (в рамках предметного
блока, у отдельных преподавателей) и их
полноценная реализация

1

31

29

32

Наличие в образовательной организации спортивной инфраструктуры для занятий
физической культурой и спортом, в том числе, доступной населению (в том числе
на основе договоров сетевого взаимодействия)

Да

1

33

Диверсификация деятельности школьных спортивных клубов (далее –
ШСК) (по видам спорта)

От 5 до 9 видов спорта в ШСК

2

34

Наличие дополнительных образовательных услуг в области физической культуры
и спорта; доля обучающихся, постоянно посещающих занятия

От 20% до 29% обучающихся постоянно
посещают занятия

2

35

Участие обучающихся в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях (в
том числе во Всероссийских спортивных соревнованиях школьников Президентские состязания и Всероссийских спортивных играх школьников Президентские
спортивные игры, Всероссийских соревнованиях и спартакиадах Специальной
олимпиады России, Всероссийских соревнованиях и спартакиадах Всероссийской
федерации спорта лиц с интеллектуальными нарушениями)

Участие обучающихся в спортивных мероприятиях на региональном и (или) всероссийском уровнях

3

30

36

Наличие победителей и призеров спортивных соревнований (в том числе во Всероссийских спортивных соревнованиях школьников Президентские состязания и
Всероссийских спортивных играх школьников Президентские спортивные игры,
Всероссийских соревнованиях и спартакиадах Специальной олимпиады России,
Всероссийских соревнованиях и спартакиадах Всероссийской федерации спорта
лиц с интеллектуальными нарушениями)

Наличие победителей и (или) призеров на
региональном и (или) всероссийском
уровне

2

37

Доля обучающихся, получивших знак отличия Всероссийского физкультурноспортивного комплекса Готов к труду и обороне (далее ‒ ВФСК ГТО) в установленном порядке, соответствующий его возрастной категории на 1 сентября отчетного года

Менее 10% обучающихся, имеющих знак
отличия ВФСК «ГТО», подтвержденный
удостоверением

1

38

Наличие в организации отдельного кабинета учителя-логопеда и (или) учителя-дефектолога

наличие

1

39

Наличие в кабинете учителя-логопеда и (или) учителя-дефектолога оборудованных зон (помещений) для проведения индивидуальных и групповых занятий, коррекционно-развивающей работы

наличие

1

Магистральное направление «Творчество»
31

40

Доля обучающихся, охваченных дополнительным образованием в общей численности обучающихся(критический показатель)

От 10% до 49% обучающихся

1

41

Реализация дополнительных общеобразовательных программ

Отсутствие программ или программы по
1‒2 направленностям

0

42

Наличие технологических кружков на базе общеобразовательной организации
и/или в рамках сетевого взаимодействия

1 технологический кружок

1

43

Участие обучающихся в конкурсах, фестивалях, олимпиадах (кроме Всероссийской олимпиады школьников), конференциях

Участие обучающихся в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, конференциях на
региональном и (или) всероссийском
уровне

3

44

Наличие победителей и призеров различных олимпиад (кроме ВСОШ), смотров,
конкурсов, конференций

Наличие победителей и (или) призеров
конкурсов, фестивалей, олимпиад, конференций на муниципальном уровне

1

45

Сетевая форма реализации дополнительных общеобразовательных программ (организации культуры и искусств, технопарки Кванториум, мобильные технопарки
Кванториум, Дома научной коллаборации, центры IT-куб, Точка роста, экостанции, ведущие предприятия региона, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования и др.)

Сетевая форма реализации дополнительных общеобразовательных программ с 2
и более организациями

2

32

46

Функционирование школьных творческих объединений (школьный театр, школьный музей, школьный музыкальный коллектив, школьный медиацентр (телевидение, газета, журнал) и др.)(критический показатель)

3‒4 объединения

2

47

Функционирование школьного театра

Функционирование школьного театра

1

48

Функционирование школьного музея

Функционирование школьного музея

1

49

Функционирование школьного хора

Функционирование школьного хора

1

50

Функционирование школьного медиацентра (телевидение, газета, журнал и др.)

Функционирование школьного медиацентра

1

51

Доля обучающихся, являющихся членами школьных творческих объединений, от
общего количества обучающихся в организации

30% и более обучающихся

3

52

Количество мероприятий школьных творческих объединений: концерты, спектакли, выпуски газет, журналов и т. д. (для каждого школьного творческого объединения)

Более 2 в год (для каждого школьного
творческого объединения)

2

Магистральное направление «Воспитание»
53

Использование государственных символов при обучении и воспитании(критический показатель)

Да

3

54

Реализация рабочей программы воспитания, в том числе для обучающихся с
ОВЗ(критический показатель)

Да

1
33

55

Реализация календарного плана воспитательной работы(критический показатель)

Да

1

56

Функционирование Совета родителей

Да

1

57

Наличие советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Да

1

58

Взаимодействие образовательной организации и родителей в процессе реализации
рабочей программы воспитания

Осуществляется с использованием регламентированных и неформальных форм
взаимодействия

2

59

Наличие школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, элементы школьного костюма и т. п.)

Наличие школьной символики (флаг
школы, гимн школы, эмблема школы,
элементы школьного костюма и т.п.)

1

60

Реализация программ краеведения и школьного туризма

Реализуются 1 программа краеведения и
1 программа школьного туризма

2

61

Организация летних тематических смен в школьном лагере

Наличие

1

62

Функционирование Совета обучающихся

Наличие

1

63

Наличие первичного отделения РДДМ Движение первых

Наличие

1

64

Наличие центра детских инициатив, пространства ученического самоуправления

Наличие

1

65

Участие в реализации проекта Орлята России (при реализации начального общего
образования)

Участие в проекте

1
34

66

Наличие представительств детских и молодежных общественных объединений
(Юнармия, Большая перемена и др.)

Наличие

1

67

Участие обучающихся в волонтерском движении

Обучающиеся участвуют в волонтерском
движении

1

68

Наличие школьных военно-патриотических клубов

Наличие

1

Магистральное направление «Профориентация»

69

Реализация утвержденного календарного плана профориентационной деятельности в школе (в соответствии с календарным планом профориентационной деятельности, разработанным в субъекте РФ)(критический показатель)

Да

1

70

Определение ответственного за реализацию профориентационной деятельности (в
должности не ниже заместителя директора)

Да

1

71

Наличие соглашений с региональными предприятиями/организациями, оказывающими содействие в реализации профориентационных мероприятий

Да

1

72

Наличие профильных предпрофессиональных классов (инженерные, медицинские,
космические, IT, педагогические, предпринимательские и др.)

Нет

0

35

73

Наличие и использование дополнительных материалов по профориентации, в том
числе мультимедийных, в учебных предметах общеобразовательного цикла

Да

1

74

Посещение обучающимися экскурсий на предприятиях

Да

1

75

Участие обучающихся в моделирующих профессиональных пробах (онлайн) и тестированиях

Да

1

76

Посещение обучающимися экскурсий в организациях СПО и ВО

Да

1

77

Посещение обучающимися профессиональных проб на региональных площадках

Да

1

78

Посещение обучающимися занятий по программам дополнительного образования,
в том числе кружков, секций и др., направленных на профориентацию

Да

1

79

Прохождение обучающимися профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих

Нет

0

80

Проведение родительских собраний на тему профессиональной ориентации, в том
числе о кадровых потребностях современного рынка труда

Да

1

81

Участие обучающихся 6‒11 классов в мероприятиях проекта Билет в будущее

Да

1

36

82

Участие обучающихся в чемпионатах по профессиональному мастерству, в том
числе для обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, включая фестиваль Знакомство
с профессией в рамках чемпионатов Абилимпикс

Нет

0

Ключевое условие «Учитель. Школьная команда»
83

Использование единых подходов к штатному расписанию (количество административного персонала на контингент, узкие специалисты)

В организации используются единые
подходы к штатному расписанию

1

84

Предусмотрены меры материального и нематериального стимулирования (разработан школьный локальный акт о системе материального и нематериального стимулирования, соблюдаются требования локального акта)

Предусмотрены меры материального и
нематериального стимулирования

1

85

Развитие системы наставничества (положение о наставничестве, дорожная карта о
его реализации, приказы)(критический показатель)

Да

1

86

Наличие методических объединений / кафедр / методических советов учителей(критический показатель)

Да

1

87

Наличие методических объединений / кафедр / методических советов классных
руководителей

Да

1

88

Охват учителей диагностикой профессиональных компетенций (федеральной, региональной, самодиагностикой)

Не менее 20% учителей прошли диагностику профессиональных компетенций

1
37

89

Доля учителей, для которых по результатам диагностики разработаны индивидуальные образовательные маршруты

Менее 3 % учителей

0

90

Доля педагогических работников, прошедших обучение по программам повышения квалификации, размещенным в Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ педагогического образования (за три последних
года)(критический показатель)

Не менее 80% педагогических работников

3

91

Доля педагогических работников, прошедших обучение по программам повышения квалификации по инструментам ЦОС, размещеннымв Федеральном реестре
дополнительных профессиональных программ педагогического образования (за
три последних года)

Не менее 80% педагогических работников

3

92

Доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших обучение
по программам повышения квалификации в сфере воспитания (за три последних
года)

Менее 50% педагогических работников

0

93

Повышение квалификации управленческой команды по программам из Федерального реестра образовательных программ дополнительного профессионального образования (за три последних года)

Отсутствие

0

38

94

Дополнительное профессиональное образование учителей биологии, информатики, математики, физики, химии по программам, направленным на формирование у обучающихся общеобразовательных организаций навыков, необходимых
для обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации (за три
последних года)

Нет

0

95

Участие педагогов в конкурсном движении

Участие на региональном уровне

2

96

Наличие среди педагогов победителей и призеров конкурсов

Наличие среди педагогов победителей и
призеров конкурсов на муниципальном
уровне

1

Ключевое условие «Школьный климат»

97

Наличие в общеобразовательной организации педагога-психолога (по основному
месту работы (штатного), внешнего совместителя или привлеченного в рамках сетевого взаимодействия)(критический показатель)

Наличие

1

98

Доля обучающихся общеобразовательных организаций, принявших участие в социально-психологическом тестировании на выявление рисков употребления
наркотических средств и психотропных веществ, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций, которые могли принять участие в данном тестировании(критический показатель)

Менее 70% обучающихся

0

39

99

Наличие локальных актов по организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений

Наличие

1

100

Наличие в штате общеобразовательной организации социального педагога, обеспечивающего оказание помощи целевым группам обучающихся

Наличие

1

101

Наличие в общеобразовательной организации учителя-дефектолога (по основному
месту работы (штатного), внешнего совместителя или привлеченного в рамках сетевого взаимодействия), квалификация которого соответствует профессиональному стандарту Педагог-дефектолог

Наличие

1

102

Наличие в общеобразовательной организации учителя-логопеда (по основному
месту работы (штатного), внешнего совместителя или привлеченного в рамках сетевого взаимодействия), квалификация которого соответствует профессиональному стандарту Педагог-дефектолог

Наличие

1

103

Наличие в организации отдельного кабинета педагога-психолога

Наличие в организации отдельного кабинета педагога-психолога с автоматизированным рабочим местом

2

40

104

Оказание психолого-педагогической помощи целевым группам обучающихся (испытывающим трудности в обучении; находящимся в трудной жизненной ситуации; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; обучающимся
с ОВЗ и (или) инвалидностью; одаренным детям)(критический показатель)

Реализуется психолого-педагогическая
программа и (или) комплекс мероприятий для каждой из целевых групп обучающихся

2

105

Формирование психологически благоприятного школьного пространства для обучающихся

Выделение и оснащение тематических
пространств для обучающихся (зона общения, игровая зона, зона релаксации и
иное)

1

106

Наличие в кабинете педагога-психолога оборудованных зон (помещений) для проведения индивидуальных и групповых консультаций, психологической разгрузки,
коррекционно-развивающей работы

Наличие специальных тематических зон

1

107

Формирование психологически благоприятного школьного пространства для педагогов

Выделение и оснащение тематического
пространства (помещения) для отдыха и
эмоционального восстановления педагогов

1

108

Профилактика травли в образовательной среде

Реализуется психолого-педагогическая
программа и (или) комплекс мероприятий по профилактике травли

2

Профилактика девиантного поведения обучающихся

Реализуется психолого-педагогическая
программа и (или) комплекс мероприятий по профилактике девиантного поведения

2

109

41

Ключевое условие «Образовательная среда»
Наличие локальных актов (далее ‒ ЛА) образовательной организации, регламенти110 рующих ограничения использования мобильных телефонов обучающимися(критический показатель)

Да

1

111

Подключение образовательной организации к высокоскоростному интернету(критический показатель)

Да

1

112

Предоставление безопасного доступа к информационно-коммуникационной сети
Интернет (критический показатель)

Да

1

113

Использование федеральной государственной информационной системы Моя
школа, в том числе верифицированного цифрового образовательного контента,
при реализации основных общеобразовательных программ(критический показатель)

100% педагогических работников зарегистрированы на платформе ФГИС «Моя
школа»

1

Информационно-коммуникационная образовательная платформа Сферум(критический показатель)

100% педагогических работников включены в сетевые профессиональные сообщества по обмену педагогическим опытом и активно используют платформу
«Сферум»

3

114

42

Оснащение образовательной организации IT- оборудованием в соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам размещения оборудования, поставляе115
мого в целях обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения ЦОС

Соответствует в полной мере

2

116

Эксплуатация информационной системы управления образовательной организацией

Управление образовательной организацией осуществляется с использованием
информационной системы

1

117

Наличие в образовательной организации пространства для учебных и неучебных
занятий, творческих дел

Наличие

1

118

Функционирование школьного библиотечного информационного центра

создан и функционирует школьный библиотечный информационный центр

1

119

Реализация модели Школа полного дня на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности обучающихся, программ дополнительного образования детей,
включая пребывание в группах продленного дня

Отсутствие

0

120

Сформированы коллегиальные органы управления в соответствии с Федеральным
законом Об образовании в Российской Федерации, предусмотренные уставом образовательной организации

Да

1

43

121

Функционирование управляющего совета образовательной организации

Да

1

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».