русский язык 5-9

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) разработана и утверждена на педсовете МАОУ
СОШ№1 им.Н.И.Кондратенко ст-цы Кущёвский в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) на основе документов:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
21.09.2022г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников";
-Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программамобразовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 5-9 классы (вариант 1); утверждённой педагогическим
советом от 30.08.2023г. протокол №1
- учебного плана образовательного учреждения;
с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также
образовательных потребностей и запросов участников образовательного
процесса.
Цели:

- развитие устной и письменной речи, формирование практически
значимых орфографических и пунктуационных навыков, воспитание
интереса к родному языку;
- коррекция высших психических функций учащихся с целью более
успешного осуществления их умственного и речевого развития;
- обогащение словарного запаса;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально
– волевой сферы.
Задачи:
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе
изучения элементарного курса грамматики;
- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в
устной и письменной форме,
- закрепить знания обучающихся по различению частей речи;
2. Общая характеристика учебного предмета

В системе образования обучающихся с нарушением интеллекта
учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только
объектом, но и средством обучения. Как средство
познания
действительности, русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и
усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми
школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других
дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Программа по русскому языку в 5 - 9 классах имеет
коммуникативную направленность. Основным направлением работы
является развитие речи обучающихся как средства общения и коррекции их
мыслительной деятельности.
Данный вектор работы влияет на структуру и содержательную часть
программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим
структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию
коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли,
точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная
направленность
обучения
делает
более
продуктивным
решение
коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое
смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением
интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и
орфографических правил перестает быть самоцелью, она осуществляется в
процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое
значение приобретает не только запоминание грамматической теории и
орфографических правил («как называется», «как изменяется»), но и умение

применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и
письменной форме в речевой практике.
3. Место учебного предмета в учебном плане школы.

Учебный предмет «Русский язык» входит в обязательную предметную
область «Язык и речевая практика» учебного плана МАОУ СОШ№1 станицы
Кущёвской, реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами инормами.
Реализация рабочей программы учебного предмета «Русский язык» в
соответствии с учебным планом школы рассчитана на 5 лет обучения.(5-9
класс),в 5-6 классах рассчитана на5часов в неделю,в 7 – 9 классах на 4 часа в
неделю
Наименование
предмета
Русский язык

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

5ч. в
5ч. в
4ч. в
4ч. в
4ч. в
неделю
неделю
неделю
неделю
неделю
170ч.
в 170ч.
в 136ч.
в 136ч.
в 136ч. в год
год
год
год
год

4. Личностные и предметные результаты освоения предмета.

Требования к результатам освоения АООП.
Личностныерезультатыосвоенияучебногопредмета
Личностные учебные действия представлены следующими умениями:
- испытывать чувство гордости за свою страну;
- гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих
других обучающихся;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного
края и страны.
Предметные результаты
Освоения программы включают освоение обучающимися знания и
умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их
применения
Минимальный уровень

Достаточный уровень

5 класс
− знать отличительные грамматические  знать значимые части слова и их
признаки основных частей слова;
дифференцировать по существенным
− производить разбор слова с опорой на признакам;
представленный
образец,
схему, − разбирать слова по составу с

вопросы учителя;
− образовывать слова с новым
значением с опорой на образец;
−
иметь
представления
о
грамматических разрядах слов;
− различать части речи по вопросу и
значению

использованием опорных схем;
− образовывать слова с новым
значением, относящиеся к разным
частям речи, с использованием
приставок и суффиксов с опорой на
схему;
−
дифференцировать
слова,
относящиеся к различным частям
речи по существенным признакам;
−
определять
грамматические
признаки
изученных
частей
(существительного, прилагательного,
глагола) речи по опорной схеме или
вопросам учителя;
− пользоваться орфографическим
словарем для уточнения написания
слова;
−
составлять
простые
распространенные и предложения с
однородными членами по схеме,
опорным словам, на предложенную
тему;
− устанавливать смысловые связи в
несложных
по
содержанию
и
структуре предложениях (не более 45 слов) по вопросам учителя, опорной
схеме;
− находить главные и второстепенные
члены предложения с использованием
опорных схем.

6 класс
−
иметь
представления
о  знать значимые части слова и
грамматических разрядах слов;
уметь их дифференцировать по
− различать части речи по вопросу и существенным признакам;
значению;
− уметь разбирать слова по составу с
−
использовать
на
письме использованием опорных схем;
орфографические
правила
после − уметь образовывать слова с новым
предварительного разбора текста на значением, относящиеся к разным
основе готового или коллективного частям речи, с использованием
составленного алгоритма;
приставок и суффиксов с опорой на
− составлять различные конструкции схему;
предложений
с
опорой
на − уметь дифференцировать слова,
представленный образец;
относящиеся к различным частям
− находить главные и второстепенные речи по существенным признакам;

члены предложения без деления на
виды (с помощью учителя);
− уметь находить в тексте однородные
члены предложения;
− различать предложения разные по
интонации;
− находить в тексте предложения,
различные по цели высказывания (с
помощью учителя);
− уметь выбирать один заголовок из
нескольких
предложенных,
соответствующих теме текста;
− уметь оформлять изученные виды
деловых
бумаг
с
опорой
на
представленный образец (с помощью
учителя);
− уметь писать небольшие по объему
изложения повествовательного текста и
повествовательного
текста
с
элементами описания (40-45 слов)
после предварительного обсуждения
(отработки) всех компонентов текста;
− уметь составлять и писать небольшие
по объему сочинения (до 40-45 слов)
повествовательного
характера
(с
элементами описания) на основе
наблюдений,
практической
деятельности, опорным словам и
предложенному
плану
после
предварительной отработки содержания
и языкового оформления.

− уметь определять некоторые
грамматические признаки изученных
частей
(существительного,
прилагательного, глагола) речи по
опорной схеме или вопросам учителя;
находить орфографические трудности
в слове и решать орографические
задачи (под руководством учителя);
−
уметь
пользоваться
орфографическим
словарем
для
уточнения написания слова;
−
уметь
составлять
простые
распространенные предложения по
схеме,
опорным
словам,
на
предложенную тему и т. д.;
− уметь устанавливать смысловые
связи в несложных по содержанию и
структуре предложениях (не более 45 слов) по вопросам учителя, опорной
схеме;
− находить главные и второстепенные
члены предложения с использованием
опорных схем;
−
составлять
предложения
с
однородными членами с опорой на
образец;
− составлять предложения, разные по
интонации с опорой на образец;
− различать предложения (с помощью
учителя)
различные
по
цели
высказывания;
− отбирать фактический материал,
необходимый для раскрытия темы
текста;
отбирать фактический материал,
необходимый
для
раскрытия
основной мысли текста (с помощью
учителя);
-

− выбирать один заголовок из
нескольких
предложенных,
соответствующих теме и основной
мысли текста;
− оформлять все виды изученных

деловых бумаг;
−
писать
изложения
повествовательных текстов и текстов
с
элементами
описания
и
рассуждения после предварительного
разбора (до 55 слов);
− писать сочинения-повествования с
элементами
описания
после
предварительного
коллективного
разбора темы, основной мысли,
структуры высказывания и выбора
необходимых языковых средств (до
55 слов).
7 класс
 производить разбор слова с опорой на  знать значимые части слова и уметь
дифференцировать
по
представленный
образец,
схему, их
существенным признакам;
вопросы учителя;
− образовывать слова с новым − уметь разбирать слова по составу с
значением с опорой на образец (с использованием опорных схем;
помощью учителя);
−
иметь
представления
о - уметь образовывать слова с новым
значением, относящиеся к разным
грамматических разрядах слов;
− различать части речи по вопросу и частям речи, с использованием
приставок и суффиксов с опорой на
значению;
 использовать
на
письме схему;
орфографические
правила
после
предварительного разбора текста на − уметь дифференцировать слова,
основе готового или коллективного относящиеся к различным частям
речи по существенным признакам;
составленного алгоритма;
− составлять различные конструкции − уметь определять некоторые
предложений
(с
опорой
на грамматические признаки изученных
частей
(существительного,
представленный образец);
− находить главные и второстепенные прилагательного, глагола) речи по
члены предложения без деления на опорной схеме или вопросам учителя;
находить орфографические трудности
виды (с опорой на образец);
− уметь находить в тексте однородные в слове и решать орографические
задачи;
члены предложения;
уметь
пользоваться
− различать предложения, разные по −
орфографическим
словарем
для
интонации;
− находить в тексте предложения, уточнения написания слова;
уметь
составлять
простые
различные по цели высказывания (с −
распространенные предложения по
помощью учителя);
опорным
словам,
на
− уметь выбирать один заголовок из схеме,
нескольких
предложенных, предложенную тему и т. д.;

соответствующих теме текста;
− уметь оформлять изученные виды
деловых
бумаг
с
опорой
на
представленный образец (с помощью
учителя);
− уметь писать небольшие по объему
изложения повествовательного текста и
повествовательного
текста
с
элементами описания (40-45 слов)
после предварительного обсуждения
(отработки) всех компонентов текста;
− уметь составлять и писать небольшие
по объему сочинения (до 40-45 слов)
повествовательного
характера
(с
элементами описания) на основе
наблюдений,
практической
деятельности, опорным словам и
предложенному
плану
после
предварительной отработки содержания
и языкового оформления.

− уметь устанавливать смысловые
связи в несложных по содержанию и
структуре предложениях (не более 45 слов) по вопросам учителя, опорной
схеме;
− находить главные и второстепенные
члены предложения с использованием
опорных схем;
−
составлять
предложения
с
однородными членами с опорой на
образец;
− составлять предложения, разные по
интонации с опорой на образец;
− различать предложения различные
по цели высказывания;
− отбирать фактический материал,
необходимый для раскрытия темы
текста;
− отбирать фактический материал,
необходимый
для
раскрытия
основной мысли текста;
− выбирать один заголовок из
нескольких
предложенных,
соответствующих теме и основной
мысли текста;
− оформлять изученные
виды
деловых бумаг;
уметь
писать
изложения
повествовательных текстов и текстов
с
элементами
описания
и
рассуждения после предварительного
разбора (до 55 слов);
−
уметь
писать
сочиненияповествования
с
элементами
описания после предварительного
коллективного
разбора
темы,
основной
мысли,
структу-ры
высказывания и выбора необходимых
языковых средств (до 55 слов).

8 класс
- знать отличительные грамматические - знать значимые части слова и
дифференцировать
их
по
признаки основных частей речи;
− разбирать слова с опорой на существенным признакам;
представленный
образец,
схему, − разбирать слова по составу с

вопросы учителя;
− образовывать слова с новым
значением с опорой на образец;
−
иметь
представление
о
грамматических разрядах слов;
− различать изученные части речи по
вопросу и значению;
−
использовать
на
письме
орфографические
правила
после
предварительного разбора текста на
основе готового или коллективного
составленного алгоритма;
− составлять различные конструкции
предложений
с
опорой
на
представленный образец;
− устанавливать смысловые связи в
словосочетании по образцу, вопросам
учителя;
− находить главные и второстепенные
члены предложения без деления на
виды (с помощью учителя);
− находить в тексте однородные члены
предложения; различать предложения,
разные по интонации;
− находить в тексте предложения,
различные по цели высказывания (с
помощью учителя);
−
участвовать
в
обсуждении
фактического материала высказывания
для раскрытия его темы и основной
мысли;
− выбирать один заголовок из
нескольких
предложенных,
соответствующих теме текста;
− оформлять изученные виды деловых
бумаг с опорой на представленный
образец;
− писать небольшие по объему
изложения повествовательного текста и
повествовательного
текста
с
элементами описания (45-50 слов)
после предварительного обсуждения
(отработки) всех компонентов текста;
− составлять и писать небольшие по
объему сочинения (до 50 слов)

использованием опорных схем;
- образовывать слова с новым
значением, относящиеся к разным
частям речи, с использованием
приставок и суффиксов с опорой на
схему;
−
дифференцировать
слова,
относящиеся к различным частям
речи по существенным признакам;
−
определять
некоторые
грамматические признаки изученных
частей
(существительного,
прилагательного, глагола) речи по
опорной схеме или вопросам учителя;
−
находить
орфографические
трудности в слове и решать
орографические
задачи
(под
руководством учителя);
− использовать орфографический
словарь для уточнения написания
слова;
−
составлять
простые
распространенные
и
сложные
предложения по схеме, опорным
словам, на предложенную тему и т. д.;
− устанавливать смысловые связи в
несложных
по
содержанию
и
структуре предложениях (не более 45 слов) по вопросам учителя, опорной
схеме;
− находить главные и второстепенные
члены предложения с использованием
опорных схем;
−
составлять
предложения
с
однородными членами с опорой на
образец;
− составлять предложения, разные по
интонации с опорой на образец;
различать предложения (с помощью
учителя)
различные
по
цели
высказывания;
− отбирать фактический материал,
необходимый для раскрытия темы
текста;
− отбирать фактический материал,

повествовательного
характера
(с
элементами описания) на основе
наблюдений,
практической
деятельности, по опорным словам и
предложенному
плану
после
предварительной отработки содержания
и языкового оформления.

необходимый
для
раскрытия
основной мысли текста (с помощью
учителя);
− выбирать один заголовок из
нескольких
предложенных,
соответствующих теме и основной
мысли текста;
− оформлять все виды изученных
деловых бумаг;
писать
изложения
повествовательных текстов и текстов
с
элементами
описания
и
рассуждения после предварительного
разбора (до 60 слов);
− писать сочинения-повествования с
элементами
описания
после
предварительного
коллективного
разбора темы, основной мысли,
структуры высказывания и выбора
необходимых языковых средств.

9 класс
 знать отличительные грамматические - знать значимые части слова и уметь
их
дифференцировать
по
признаки основных частей слова;
 производить разбор слова с опорой существенным признакам;
на представленный образец, схему, − уметь разбирать слова по составу с
использованием опорных схем;
вопросы учителя;
− образовывать слова с новым − уметь образовывать слова с новым
значением с опорой на образец (с значением, относящиеся к разным
частям речи, с использованием
помощью учителя);
−
иметь
представления
о приставок и суффиксов с опорой на
схему;
грамматических разрядах слов;
− различать части речи по вопросу и − уметь дифференцировать слова,
относящиеся к различным частям
значению;
использовать
на
письме речи по существенным признакам;
орфографические
правила
после − уметь определять некоторые
предварительного разбора текста на грамматические признаки изученных
(существительного,
основе готового или коллективного частей
прилагательного, глагола) речи по
составленного алгоритма;
− составлять различные конструкции опорной схеме или вопросам учителя;
находить
орфографические
предложений
(с
опорой
на −
трудности в слове и решать
представленный образец);
задачи
(под
− устанавливать смысловые связи в орографические
руководством учителя);
словосочетании по образцу, вопросам
−
уметь
пользоваться

учителя;
− находить главные и второстепенные
члены предложения без деления на
виды (с помощью учителя);
− уметь находить в тексте однородные
члены предложения;
− различать предложения, разные по
интонации;
− находить в тексте предложения,
различные по цели высказывания (с
помощью учителя);
−
участвовать
в
обсуждении
фактического материала высказывания
необходимого для раскрытия его темы
и основной мысли;
− уметь выбирать один заголовок из
нескольких
предложенных,
соответствующих теме текста;
− уметь оформлять изученные виды
деловых
бумаг
с
опорой
на
представленный образец;
− уметь писать небольшие по объему
изложения повествовательного текста и
повествовательного
текста
с
элементами описания (50-55 слов)
после предварительного обсуждения
(отработки) всех компонентов текста;
− уметь составлять и писать небольшие
по объему сочинения (до 50 слов)
повествовательного
характера
(с
элементами описания) на основе
наблюдений,
практической
деятельности, опорным словам и
предложен-ному
плану
после
предварительной отработки содержания
и языкового оформления.

орфографическим
словарем
для
уточнения написания слова;
−
уметь
составлять
простые
распространенные предложения по
схеме,
опорным
словам,
на
предложенную тему и т. д.;
− уметь устанавливать смысловые
связи в несложных по содержанию и
структуре предложениях (не более 45 слов) по вопросам учителя, опорной
схеме;
− находить главные и второстепенные
члены предложения с использованием
опорных схем;
−
составлять
предложения
с
однородными членами с опорой на
образец;
− составлять предложения, разные по
интонации с опорой на образец;
− различать предложения (с помощью
учителя)
различные
по
цели
высказывания;
- отбирать фактический материал,
необходимый для раскрытия темы
текста;
− отбирать фактический материал,
необходимый
для
раскрытия
основной мысли текста (с помощью
учителя);
− выбирать один заголовок из
нескольких
предложенных,
соответствующих теме и основной
мысли текста;
− оформлять изученные
виды
деловых бумаг;
−
писать
изложения
повествовательных текстов и текстов
с
элементами
описания
и
рассуждения после предварительного
разбора (до 70 слов);
− писать сочинения-повествования с
элементами
описания
после
предварительного
коллективного
разбора темы, основной мысли,
структуры высказывания и выбора

необходимых языковых средств (5560 слов).
Базовые учебные действия.
Коммуникативные учебные действия включают:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых),
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых
задач,
использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия представлены умениями:
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном
вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
5. Система оценки достижения обучающимися планируемых

результатов освоения программы
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных
результатов
обучающегося
учитывается
уровень
самостоятельности и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов:

Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает
понимание материала, может с помощью учителя
обосновать,
самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры;
допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в
подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя;
делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе
предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи
учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и
понимание основных положений данной темы, но излагает материал
недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи;
затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с
помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
При оценке письменных работ следует руководствоваться
следующими нормами:
− оценка «5» ставится за работу без ошибок;
− оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками;
− оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками;
− оценка «2» - не ставится.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или
одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух
пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной
орфографической ошибке. Ошибки на не пройдённые правила правописания
также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи»
дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило
встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не
дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное
написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма,
следует рассматривать индивидуально для каждого обучающегося.
Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение
звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не
дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При
выставлении
оценки
две
однотипные
специфические
ошибки
приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться
следующими нормами.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное
усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического
разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает
усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя
допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное
понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний,
допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» - не ставится
При оценке творческих заданий следует руководствоваться
следующими нормами.
Оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное,
последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в
построении
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без
искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев,
не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении
предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с
отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении
предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6
орфографическими ошибками.
Оценка «2» - не ставится
6.

Содержание учебного предмета «Русский язык».

Фонетика.
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные.
Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме
буквами "ь, е, ё, и, ю, я". Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и
непарные по твердости - мягкости, звонкости - глухости. Разделительный "ь".
Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных
гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Морфология.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка.
Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов
по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными
гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих
согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных

гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные
и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок.
Приставка и предлог. Разделительный "ъ".
Части речи.
Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное,
местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и
значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание
предлогов со словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные
собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен
существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов
у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена
существительные,
употребляемые
только
в
единственном
или
множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен
существительных. Склонение имен существительных в единственном и
множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам.
Правописание падежных окончаний имен существительных единственного и
множественного числа. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода,
числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени
существительного. Согласование имени прилагательного с существительным
в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных
в единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее,
прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание
окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься. Глаголы на -ся (-сь). Изменение
глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма
глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний
глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с -ться, -тся.
Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы
единственного и множественного числа. Правописание частицы "не" с
глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.
Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число
местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные
количественные и порядковые. Правописание числительных.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место,
способ действия. Правописание наречий.
Синтаксис.

Словосочетание. Предложение. Простые и сложные предложения.
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки
препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены
предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте. Связь
предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных
местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической замены).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном
предложении, знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки
препинания при обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой
речи.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с
сочинительными союзами "и", "а", "но". Сравнение простых предложений с
однородными членами и сложных предложений. Сложные предложения с
союзами "что", "чтобы", "потому что", "когда", "который".
Развитие речи, работа с текстом.
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы
текстов: описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор
заголовков к данному тексту. Работа с деформированным текстом.
Распространение текста.
Стили речи (на основе практической работы с текстами):
разговорный, деловой и художественный. Основные признаки стилей речи.
Элементарный стилистический анализ текстов.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по
опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение
по коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным
наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо.
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо.
Записки: личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление,
автобиография, анкета, доверенность, расписка.

7. Тематическое планирование

Тематическое планирование по предмету «Русский язык» в 5 классе
Количество
часов
1.
Повторение. Звуки буквы. Предложение.
40
2.
Морфология. Состав слова
33
3.
Части речи
69
4.
Синтаксис. Предложение
15
5.
Повторение
13
Итого
170
*Уроки делового письма и связной речи проводятся в течение учебного года
№

Название раздела, темы

Тематическое планирование по предмету «Русский язык» в 6 классе
Количество
часов
1.
Повторение. Звуки буквы. Предложение.
21
2.
Морфология. Состав слова
33
3.
Части речи
93
4.
Синтаксис. Предложение
12
5.
Повторение
11
Итого
170
* Уроки делового письма и связной речи проводятся в течение учебного года
№

Название раздела, темы

Тематическое планирование по предмету «Русский язык» в 7 классе
Количество
№
Название раздела, темы
часов
1.
Повторение.
17
2.
Морфология. Состав слова
18
3.
Части речи
80
4.
Синтаксис. Предложение
13
5.
Повторение
8
Итого
136
* Уроки делового письма и связной речи проводятся в течение учебного года
Тематическое планирование по предмету «Русский язык» в 8 классе

№

Название раздела, темы

Количество

1.
2.
3.
4.
5.

Повторение. Предложение
9
Морфология. Состав слова
14
Части речи
93
Синтаксис. Предложение
10
Повторение
10
Итого
136
* Уроки делового письма и связной речи проводятся в течение учебного года
Тематическое планирование по предмету «Русский язык» в 9 классе
№
1.
2.
3.
4.
5.

Название раздела, темы

Количество

Повторение. Предложение
5
Морфология. Состав слова
12
Части речи
93
Синтаксис. Предложение
13
Повторение
13
Итого
136
* Уроки делового письма и связной речи проводятся в течение учебного года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».