Кущёвский район, ст. Кущёвская Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.И.Кондратенко УТВЕРЖДЕНО решением педсовета протокол № 1 от «31» августа 2023 года Председатель педсовета __________ И. И. Карякина АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предметам: «Мир истории» - 6 класс, «История отечества» - 7,8,9 классы ступень обучения основное общее Учитель Глебова Е.К. Количество часов: 6 класс всего 68 часов; в неделю 2 часа 7 класс всего 68 часов; в неделю 2 часа 8 класс всего 68 часов; в неделю 2 часа 9 класс всего 68 часов; в неделю 2 часа Программа разработана на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 – 9, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026 1. Пояснительная записка. Рабочая программа по учебному предмету «История» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) – это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Согласно федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённой приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1026, учебные предметы «Мир истории» (6 класс) и «История Отчества» (7-9 классы) входят в предметную область «Человек и общество» и реализуются в 6-9 классах. Рабочая программа по учебному предмету «История» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) разработана и утверждена на педсовете МАОУ СОШ№1 им.Н.И.Кондратенко ст-цы Кущёвский в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе документов: -Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Приказа Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников"; -Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 2 - адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 классы (вариант 1); - учебного плана образовательного учреждения; с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Преподавание курса истории для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) носит характер морально-этический и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет даёт и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико ориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям исторического цикла. Предмет призван способствовать реализации возможностей, интересов, личного потенциала обучающихся. Цель обучения – дополнение социокультурных представлений и развитие жизненных компетенций обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Задачи: - формирование представлений и понятий об основных этапах развития многонационального российского государства; -формирование нравственного сознания обучающихся на основе приобщения к источникам отечественной культуры, этноистории, этнокультуры региона; - развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории отечества с использованием разнообразных форм организации деятельности обучающихся: познавательно-поисковой, творческой, игровой и др.; - формирование учебных действий. Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей обучающихся. 2. Общая характеристика учебного предмета «история». Историческое образования на ступени основного общего образования играет важнейшую роль, с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, в приобщении учеников к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное сообщество. В процессе обучения у учеников формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути развития российского народа важны и для понимания современных 3 общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Отбор содержания курса истории производится с учётом психологических и социально-возрастных потребностей детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированным образовательным программам. Упрощены наиболее сложные для понимания темы, сокращён объём изучаемого материала и снижены требования к знаниям и умениям обучающихся. При изучении реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учеников среднего звена позволяет сформировать целостную картину развития нашей страны на современном этапе. Используемые технологии. Курс базируется на традиционных и инновационных технологиях обучения: - информационно-коммуникативные технологии; - технология концентрированного обучения; - технология дифференцированного обучения; -технологии личностно-ориентированного образования (игровые технологии, разно уровневое обучение, организация ситуаций взаимодействия); - здоровьесберегающие технологии. Основные методы организации учебного процесса. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - наглядный; - словесный; - практический. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала). Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: 1. Устные: опрос, взаимопроверка, доклад. 2. Письменные: тестирование, контрольная работа, работа по карточке. 3. Игровые: викторина, тематические праздники. 4. Графические: опорный конспект, составление схем, таблиц. 4 5. Программированные: компьютерный тест, слайд-презентация ответа. 6. Комбинированные: фестивали, олимпиады, предметные недели. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности С целью формировании у обучающихся мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками используются определённые поощрения Эмоциональные методы мотивации: - поощрение, порицание; - учебно-познавательная игра; - создание ярких наглядно-образных представлений; - создание ситуации успеха; - стимулирующее оценивание; - свободный выбор задания. Познавательные методы мотивации: - опора на жизненный опыт; - создание проблемной ситуации; - побуждение к поиску альтернативных решений; - выполнение творческих заданий; - «мозговая атака». Волевые методы мотивации: - предъявление учебных требований; - информирование об обязательных результатах обучения; - познавательные затруднения; - самооценка деятельности и коррекция; - рефлексия поведения; - прогнозирование будущей деятельности. Социальные методы мотивации: - развитие желания быть полезным отечеству; - создание ситуаций взаимопомощи; - поиск контактов и сотрудничества; - заинтересованность в результатах коллективной работы. 3. Место учебного предмета в учебном плане школы. Основные содержательные линии программы по истории в 6-9 классах реализуются в рамках двух курсов –«Мир истории», «История отечества». Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. Программа предмета курса «История» рассчитана на 4 года (с 6 по 9 класс). В учебном плане на изучение предмета выделено 272 часа (по 2 часа в неделю, 68 часов в год). Классы «Мир истории» «История отечества»» 5 68 ч 6 7 8 9 68 ч 68 ч 68 ч 4. Планируемые результаты изучения учебного предмета. Требования к результатам освоения АООП. 6 класс Личностные результаты освоения программы: Минимальный уровень -уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий); -уметь слушать учителя, самостоятельно выполнять предложенные виды заданий; -использовать помощь учителя при выполнении учебных задач, уметь самостоятельно исправлять ошибки; -усвоить элементы контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем); -адекватно реагировать на оценку учебных действий. Достаточный уровень: -понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя; -владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий; -владеть элементами оценки и самооценки. Предметные результаты освоения программы: Минимальный уровень: объяснять значение слов и понятий, устанавливать причины исторических событий и явлений рассматриваемого периода; описывать отдельных исторических лиц, их деловые качества; быт и нравы в обществе определенного исторического периода; по датам определять век; пользоваться исторической картой; связно описывать сюжетные картины и иллюстрации; составлять план для ответов, опираться на словарь, выделять смысловые понятия, представленные к темам разделов Достаточный уровень: - овладеть элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности; - использовать знания о территории и границах, географических особенностях России; 6 - пользоваться исторической картой как источником информации о расселении человеческих общностей и местах важнейших событий; - уметь описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, события древней истории; - понимать взаимосвязь между природными явлениями и жизнью человека. 7 класс Личностные результаты освоения программы: -проводить сравнения, находить признаки сходства и различия; -уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и в тетради; -уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике; -уметь объяснять значение новых понятий и слов; -уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и событиями; -уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по иллюстрациям, плану, ленте времени, картам. Предметные результаты освоения программы: Минимальный уровень: - уметь различать точные и приблизительные исторические даты; - знать имена основных исторических деятелей; - уметь пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях, исторических картах; - уметь пересказывать учебный материал, с опорой на наглядность или по заранее составленному плану; - уметь соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; - уметь пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком; - уметь устанавливать последовательность исторических событий; - правильно употреблять термины и понятия; - знать традиции и обычаи предков; - знать изображения символики РФ; - знать некоторые исторические памятники. Достаточный уровень: - разбираться в основных терминах-понятиях и их определениях; - знать хронологические рамки исторических процессов, даты важнейших событий; - соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий; - знать основные факты (событий, явлений, процессов), их причин, участников, результатов, значения; - давать характеристику историческим героям, рассказывать об исторических событиях, делать выводы об их значении; - знать места совершения основных исторических событий; 7 - знать имена известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); - «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»; - сравнивать, анализировать, обобщать исторические факты; - проводить поиск информации в одном или нескольких источниках; - устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями. 8 класс Личностные результаты освоения программы: -объяснять значение слов и понятий; -по датам определять век; -составлять план для ответов, опираться на словарь, выделять смысловые понятия по темам разделов; -составлять план для ответов с включением опорных слов и понятий; -самостоятельно работать с картой; -объяснять смысл прочитанного. Предметные результаты освоения программы: Минимальный уровень: - правильно употреблять термины и понятия; - знать изображения символики РФ; - уметь пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях, таблицах, исторических картах; - знать некоторые точные исторические даты; - различать точные и приблизительные исторические даты; - уметь пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком; - устанавливать последовательность исторических событий; - знать имена основных исторических деятелей; - уметь пересказывать учебный материал, с опорой на наглядность или по заранее составленному плану; - уметь соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; - знать традиции и обычаи предков; - знать некоторые исторические памятники. Достаточный уровень: - разбираться в основных терминах-понятиях и их определениях; - знать хронологические рамки исторических процессов, даты важнейших событий; - соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий; - знать основные факты (событий, явлений, процессов), их причины, участников, результатов, значения; - давать характеристику историческим героям, рассказывать об исторических событиях, делать выводы об их значении; - знать места совершения основных исторических событий; 8 - знать имена известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); - «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»; - сравнивать, анализировать, обобщать исторические факты; - проводить поиск информации в одном или нескольких источниках; - устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями; - высказывать свое суждение о значении исторического наследия предков; - понимать связь между общественными процессами и жизнью народа; - проводить поиск информации при составлении описания исторических и культурных памятников на территории современной России; - объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России; - использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при понимании исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни. 9 класс Личностные результаты освоения программы: -работать с картой; -высказывать своё отношение к изучаемым событиям; -принимать участие в обсуждение вопросов на уроке; -уметь составлять краткие рассказы-описания к иллюстрациям в учебнике, раскрывать в устной речи эмоциональную составляющую изображений; -уметь объяснять значения новых слов и понятий, использовать их в ответах, рассказах, описаниях; -уметь самостоятельно делать выводы. Предметные результаты освоения программы: Минимальный уровень: - правильно употреблять термины и понятия, понимать их значение; - знать изображения символики РФ; - иметь представление о территории России и её границах; - уметь пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях, таблицах, исторических картах; - знать некоторые точные исторические даты; - различать точные и приблизительные исторические даты; - уметь пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком; - устанавливать последовательность исторических событий; - знать имена основных исторических деятелей; - уметь пересказывать учебный материал, с опорой на наглядность или по заранее составленному плану; 9 - уметь соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; - знать традиции и обычаи предков; - знать некоторые исторические памятники, уметь соотносить их с событиями в истории России. Достаточный уровень: - разбираться в основных терминах-понятиях и их определениях; - знать хронологические рамки исторических процессов, даты важнейших событий; - соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий; - иметь представление о территории России, её границах и об их изменениях; - знать основные факты (событий, явлений, процессов), их причины, участников, результатов, значения; - давать характеристику историческим героям, рассказывать об исторических событиях, делать выводы об их значении; - знать места совершения основных исторических событий; - знать имена известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); - иметь представление о культурном пространстве России XIX века; - «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»; - сравнивать, анализировать, обобщать исторические факты; - проводить поиск информации в одном или нескольких источниках; - устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями; - высказывать свое суждение о значении исторического наследия предков; - понимать связь между общественными процессами и жизнью народа; - проводить поиск информации при составлении описания исторических и культурных памятников на территории современной России; - объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России; - иметь представление об истории, географии, достижениях и культурных традициях родного края, - использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при понимании исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни. Базовые учебные действия. Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется в процессе всего школьного обучения в процессе всей учебной и внеурочной деятельности по предмету «история». 10 Личностные учебные действия включают: - осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - развитие внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе; - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; - формирование готовности к самостоятельной жизни. Коммуникативные учебные действия включают: - умение слушать и слышать друг друга; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - адекватно использовать речевые средства общения; - умение представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; - умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; - умение вступать в диалог; - способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; - умение взаимодействовать с учителем и сверстниками; - умение работать в группе. 11 Регулятивные учебные действия включают следующие умения: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - различать способ и результат действия. К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: - поиск необходимой информации; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - смысловое чтение и извлечение необходимой информации и прослушанных/прочитанных текстов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенные/несущественные); - составление целого из частей (восполнение недостающего); - установление-причинно-следственных связей. 5.Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы по истории в 6-9 классах. Формы контроля. Устные и письменные проверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками, которые выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: - репродуктивные; - продуктивные; - творческие. Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что позволяет оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные). Критерии оценивания. В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с лёгкой 12 умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в овладении ими содержания предметной области «Человек и общество», усвоении знаний и умений, способности применять их на практике. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» — от 51% до 65% заданий; «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков. При оценке устных ответов принимается во внимание: - правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; - полнота ответа; - умение практически применять свои знания; - последовательность изложения и речевое оформление ответа. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих формирование и развитие социальных отношений в различных средах. Оценка результатов осуществляется в баллах: 0 баллов – нет фиксируемой динамики; 1 балл – минимальная динамика; 2 балла – удовлетворительная динамика; 3 балла – значительная динамика. 6.Содержание учебного предмета «история». 6 класс. «Мир истории». В основу изучения предмета "Мир истории" положен принцип цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. 1.Введение. 1. Представление о себе и окружающем мире. Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен. Отчество в имени человека. Происхождение фамилий. Семья: близкие и дальние родственники. Поколения, предки, потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография. Дом, в котором ты 13 живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город, поселок, село), кто и когда его построил. Твои соседи. Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях. История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей школы. Местность, где мы живем (город, село). Происхождение названия местности. Край (область, республика), в котором мы живем; главный город края, национальный состав, основные занятия жителей края, города. Россия ― страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный состав. Республики в составе Российской Федерации. Государственные символы РФ. Руководитель страны (президент РФ). Большая и малая родина. Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем. 2. Представления о времени в истории. Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра. Меры времени. Измерение времени. Календарь (происхождение, виды). Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление). «Лента времени». Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие. Основные события ХХ века (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI век). 4. Начальные представления об истории. История наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение исторических знаний для людей. Историческая память России. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др.(элементарные представления на конкретных примерах). Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники зодчества, строительства и архитектуры; живопись и т.д.), устные (фольклор), письменные (летописи, старинные книги, надписи и рисунки и т.д.). Архивы и музеи (виды музеев). Библиотеки. Историческое пространство. Историческая карта. 5. История Древнего мира. Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного. Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания, отличие от современных людей. Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда. Каменный века. Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи. Совершенствование орудий труда и занятий. Защита от опасностей. Образ жизни и виды деятельности. Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий: борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека. Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во 14 внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы древних людей: семья, община, род, племя. Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати. Зарождение обмена, появление денег. Первые города Создание человеком искусственной среды обитания. Возникновение древнейших цивилизаций. 5. История вещей и дел человека (от древности до наших дней): 5.1. История освоения человеком огня, энергии. Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных. Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи и др. Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн. Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни человечества. 5.2. История использования человеком воды. Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий. Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления). Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия, в истории человечества. Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых. Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов. 5.3. История жилища человека. Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы, используемые для строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты). История совершенствования жилища. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Архитектурные памятники в строительстве, их значение для изучения истории. 5.4. История появления мебели. Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы, используемые для строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. 15 Архитектурные памятники в строительстве, их значение для изучения истории. История появления мебели Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления. История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели. 5.5. История питания человека. Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества. Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие, скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека. История хлеба и хлебопечения. Способы хранения и накопления продуктов питания. Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека. 5.6. История появления посуды. Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды. Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции ее изготовления. Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство. Профессии людей, связанные с изготовлением посуды. 5.7. История появления одежды и обуви. Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды. Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона). История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др. Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви. 5.8. История человеческого общества. Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение 16 представлений о мире. Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам. Значение религии для духовной жизни человечества. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения. Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит. История книги и книгопечатания. Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства. Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Политика государства, гражданские свободы, государственные законы. Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Государства богатые и бедные. Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн. Рекомендуемые виды практических заданий: заполнение анкет; рисование на темы: «Моя семья», «Мой дом», «Моя улица» и т. д.; составление устных рассказов о себе, членах семьи, родственниках, друзьях; составление автобиографии и биографий членов семьи (под руководством учителя); составление родословного дерева (рисунок); рисование Государственного флага, прослушивание Государственного гимна; изображение схем сменяемости времен года; составление календаря на неделю, месяц: изображение «ленты времени» одного столетия, одного тысячелетия; ориентировка на «ленте времени»; объяснение смысла пословиц и поговорок о времени, временах года, о человеке и времени и др. чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам; рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов, монет, археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к различным историческим эпохам; экскурсии в краеведческий и исторический музеи; ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями; просмотр фильмов о культурных памятниках; викторины на темы: «С чего начинается Родина?», «Моя семья», «Мой род», «Я и мои друзья», «Страна, в которой я живу», «События прошлого», «Время, в котором мы живем», «История одного памятника », «История в рассказах очевидцев», «Исторические памятники нашего города» и др. Программу для 6 класса следует рассматривать в качестве введения в «Историю отечества». Её содержание выстраивается в линейноконцентрической системе, состоящей из следующих разделов: 1. Введение (Имя, отчество, семья, родословная человека). 2. Отчий дом. Наша Родина – Россия. 3. О том, что такое время, и как его изучают. 4. Что изучает наука история. 5. История Древнего мира. 17 6. История вещей. Занятия человека на Земле. 7. Человек и общество. Все разделы программы объединяются следующими смысловыми линиями: «Я» как субъект познания (история имён, фамилий, понятия семьи, рода, поколения и др.). «Я» и пространство вокруг нас. Время и пространство в истории. Всякое явление и вещь имеет свою историю Человек – создатель и активный участник истории. Патриот и гражданин знает и хранит историю своего народа. 7 класс «История отечества» В 7 классе начинается системное изучение истории отечества. Происходит преобразование первичных представлений и понятий, полученных в 6 классе. Программа «История отечества» для 7 класса хронологически охватывает период с V по XVII в.в. 1. Древняя Русь. Введение в историю. Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные, устные и письменные памятники истории. Наша Родина ― Россия. Наша страна на карте. Государственные символы России. Глава нашей страны. История края – часть истории России. Как изучается родословная людей. Моя родословная. Счет лет в истории. «Лента времени». История нашей страны древнейшего периода Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Восточные славяне ― предки русских, украинцев и белорусов. Родоплеменные отношения восточных славян. Славянская семья и славянский поселок. Основные занятия, быт, обычаи и верования восточных славян. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. 2. Древнерусское государство. Объединение восточных славян под властью Рюрика. Русь в IX – I половине XII века. Образование государства восточных славян ― Древней Руси. Формирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. 3.Крещение Руси. Крещение Руси при князе Владимире: причины и значение. Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Жизнь и быт людей. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древнерусская культура. Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями (XII - XIII века). Причины распада единого государства Древняя Русь. 18 Образование земель ― самостоятельных государств, особенности их социально-политического и культурного развития. Киевское княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Господин Великий Новгород. Культура Руси в XII-XIII веках. 4. Русь в борьбе с завоевателями. Русь между Востоком и Западом. Монгольские кочевые племена. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя. Героическая оборона русских городов. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Золотая Орда. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба с рыцарямикрестоносцами. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Начало объединения русских земель (XIV – XV века) Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван Калита и его политика. Расширение территории Московского княжества. Превращение Москвы в духовный центр русской земли. Князь Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, ее значение. 5.Единое Московское государство. Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Князь Иван III. Освобождение от иноземного господства. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Система государственного управления. Культура и быт Руси в XIV – XV вв. Россия в XVI – XVII веках Расширение государства Российского при Василии III. Русская православная церковь в Российском государстве. Первый русский царь Иван IV Грозный. Система государственного управления при Иване Грозном. Опричнина: причины, сущность, последствия. Внешняя политика Московского государства в XVI веке. Присоединение Поволжья, покорение Сибири. Строительство сибирских городов. Быт простых и знатных людей. Москва ― столица Российского государства. Московский Кремль при Иване Грозном. Развитие просвещения, книгопечатания, зодчества, живописи. Быт, нравы, обычаи. Россия на рубеже XVI-XVII веков. Царствование Бориса Годунова. Смутное время. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Подвиг И. Сусанина. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых. Правление первых Романовых. Конец Смутного времени. Открытие новых земель. Русские первопроходцы. Крепостные крестьяне. Крестьянское восстание под предводительством С. Разина. Власть и церковь. Церковный раскол. Внешняя политика России в XVII веке. Культура и быт России в XVII веке. Во всех разделах уделяется большое внимание влиянию религии и церкви на культуру, искусство, быт и жизнь людей. 8 класс «История отечества». 19 В 8 классе происходит дальнейшее преобразование первичных представлений и понятий в непрерывный процесс исторического образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Программа для 8 класса охватывает период с XVII до начала XX века (февраль 1917 г.). В программе 4 раздела, каждый из которых состоит из 4-5 тем. 1. Российская империя в конце XVII – начале XVIII в.в. Россия в XVIII веке Начало царствования Петра I. Азовские походы. «Великое посольство» Петра I. Создание российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черному морям. Начало Северной войны. Строительство Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов. Победы русского флота. Окончание Северной войны. Петр I — первый российский император. Личность Петра I Великого. Реформы государственного управления, губернская реформа. Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея. Экономические преобразования в стране. Нововведения в культуре. Развитие науки и техники. Итоги и цена петровских преобразований. 2. Российская империя после Петра I. Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Российская Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова. И. И. Шувалов ― покровитель просвещения, наук и искусства. Основание первого Российского университета и Академии художеств. 3. Россия в эпоху Екатерины Великой. Правление Екатерины II ― просвещенный абсолютизм. Укрепление императорской власти. Развитие промышленности, торговли, рост городов. «Золотой век дворянства». Положение крепостных крестьян, усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение. Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги. Присоединение Крыма и освоение Новороссии. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура и быт России во второй половине XVIII века. Русские изобретатели и умельцы, развитие исторической науки, литературы, искусства. 4. Российская империя в первой половине XIX в. Правление Павла I . Россия в первой половине XIX века Россия в начале XIX века. Приход к власти Александра I. Внутренняя и внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. Основные этапы и сражения войны. Бородинская битва. Герои войны (М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-деТолли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне. Народная память о войне 1812 г. Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных обществ в России, их участники. Вступление на престол Николая I. Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Суд над декабристами. Значение движения декабристов. Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного аппарата. Введение военных порядков во все сферы жизни общества. Внешняя политика России. 20 Крымская война 1853-1856 гг. Итоги и последствия войны. «Золотой век» русской культуры первой половины XIX века. Развитие науки, техники, живописи, архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся деятели культуры (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, М. И. Глинка, В. А. Тропинин, К. И. Росси и др.). 5. Россия в конце XIX – начале XX в.в. Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь крестьян после отмены крепостного права. Социально-экономическое развитие России. Реформы, связанные с преобразованием жизни в стране (городская, судебная, военная реформы, открытие начальных народных училищ). Убийство Александра II. Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности, формирование русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков. Жизнь и быт русских купцов, городского и сельского населения. Наука и культура во второй половине XIX века. Великие имена: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. И. Суриков, П. И. Чайковский, А. С. Попов, А. Ф. Можайский и др. Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны. Положение основных групп населения. Стачки и забастовки рабочих. Русскояпонская война 1904-1905 гг.: основные сражения. Причины поражения России в войне. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны. Первая русская революция 1905-1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. ― начало революции, основные ее события. «Манифест 17 октября 1905 года». Поражение революции, ее значение. Реформы П. А. Столыпина и их итоги. «Серебряный век» русской культуры. Выдающиеся деятели культуры: А. М. Горький, В. А. Серов, Ф. И. Шаляпин, Анна Павлова и др. Появление первых кинофильмов в России. 9 класс «История отечества» В 9 классе продолжается углублённое преобразование первичных представлений и понятий в непрерывный, постепенно усложняющийся процесс исторического образования с учётом интеллектуальных возможностей обучающихся. Программа для 9 класса охватывает период истории России XX – начала XXI в. 1. Россия в Первой мировой войне. Героизм и самоотверженность русских солдат. Победы и поражения русской армии в ходе военных действий. Брусиловский прорыв. Подвиг летчика П. Н. Нестерова. Экономическое положение в стране. Отношение к войне в обществе. 2. Россия в 1917-1921 годах. Революционные события 1917 года. Февральская революция и отречение царя от престола. Временное правительство. А. Ф. Керенский. Создание Петроградского Совета рабочих депутатов. Двоевластие. 21 Обстановка в стране в период двоевластия. Октябрь 1917 года в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Образование Совета Народных Комиссаров (СНК) во главе с В. И. Лениным. Принятие первых декретов «О мире» и «О земле». Установление советской власти в стране и образование нового государства ― Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Принятие первой Советской Конституции ― Основного Закона РСФСР. Судьба семьи Николая II. Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооруженной борьбы. Борьба между «красными» и «белыми». Положение населения в годы войны. Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Экономическая политика советской власти во время Гражданской войны: «военный коммунизм». 3. Экономический и политический кризис в конце 1920–начале 1921 г. Массовые выступления против политики власти (крестьянские восстания, восстание в Кронштадте). Переход к новой экономической политике, положительные и отрицательные результаты нэпа. 4. СССР в 20-е – 30-е годы XX века. Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1924 года. Система государственного управления СССР. Смерть первого главы Советского государства ― В. И. Ленина. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И. В. Сталина. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. ГУЛаг. Последствия репрессий. Индустриализация страны, первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре и др.). Роль рабочего класса в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество. Коллективизация сельского хозяйства: ее насильственное осуществление, экономические и социальные последствия. Создание колхозов. Раскулачивание. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе. Новая Конституция СССР 1936 года. Ее значение. Изменения в системе государственного управления СССР. Образование новых республик и включение их в состав СССР. Политическая жизнь страны в 30-е годы. 5. Основные направления внешней политики Советского государства в 1920-1930-е годы. Укрепление позиций страны на международной арене. Культура и духовная жизнь в стране в 1920-е – 1930-е гг. «Культурная революция»: задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования. Развитие советской науки, выдающиеся научные открытия (И. П. Павлов, К. А. Тимирязев, К. Э. Циолковский и др.) Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Русская эмиграция. Политика власти в отношении религии и церкви. Жизнь и быт советских людей в 20-е – 30-е годы. 6. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 22 СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Первое военное столкновение между японскими и советскими войсками в 1938 г. Советско-германский договор о ненападении. Советско-финляндская война 1939-1940 годов, ее итоги. Начало Второй мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад, подготовка к нападению на СССР. Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Первые неудачи Красной армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск. Битва за Москву, ее историческое значение. Маршал Г. К. Жуков. Герои-панфиловцы. Героизм тружеников тыла. «Все для фронта! Все для победы!». Создание новых вооружений советскими военными конструкторами. Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Города-герои. Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Зверства фашистов на оккупированной территории, и в концентрационных лагерях. Подвиг генерала Д. М. Карбышева. Борьба советских людей на оккупированной территории. Партизанское движение. Герои-подпольщики и партизаны. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам. Наука и культура в годы войны. Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение народов Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Решающий вклад СССР в разгром гитлеровской Германии. Завершение Великой Отечественной войны. День Победы ― 9 мая 1945 года. Вступление СССР в войну с Японией. Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны. Нюрнбергский процесс. Героические и трагические уроки войны. Причины победы советского народа. Советские полководцы (Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский, И. С. Конев и др.), герои войны. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в памяти народа, произведениях искусства. 7. Советский Союз в 1945 – 1991 годах. Возрождение Советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни. Восстановление разрушенных городов. Возрождение и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в послевоенное время, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий. Голод 1946-1947 гг. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Формирование двух военно-политических блоков. Начало «холодной войны». Политика укрепления социалистического лагеря. Смерть И. В. Сталина. Борьба за власть. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа личности, начало реабилитации репрессированных. Реформы Н. С. Хрущева. Освоение целины. Жилищное строительство. Жизнь советских людей в годы правления Н. С. Хрущева. Выработка новых подходов к 23 внешней политике. Достижения в науке и технике в 50-60-е годы. Исследование атомной энергии. Выдающиеся ученые И. В. Курчатов, М. В. Келдыш, А. Д. Сахаров и др. Освоение космоса и полет первого человека. Ю. А. Гагарин. Первая женщина космонавт В. В. Терешкова. Хрущевская «оттепель». Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева, его отставка. Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Экономический спад. Конституция СССР1977 г. Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Война в Афганистане. XXIIлетние Олимпийские игры в Москве. Ухудшение 170 материального положения населения и морального климата в стране. Советская культура, жизнь и быт советских людей в 70-е ― начале 80-х годов XX века. Смерть Л. И. Брежнева. Приход к власти М. С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана. Избрание первого президента СССР ― М.С. Горбачева. Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных отношений в стране. Образование новых политических партий и движений. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Первый президент России Б. Н. Ельцин. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР. 8. Россия (Российская Федерация) в 1991 – 2015 годах. Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной российской государственности. Политический кризис осени 1993 г. Принятие Конституции России (1993 г.). Символы государственной власти Российской Федерации. Экономические реформы 1990-х гг., их результаты. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях Основные направления национальной политики: успехи и просчеты. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской Республике. Внешняя политика России в 1990-е гг. Отношения со странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней политики. Русское зарубежье. Отставка Б. Н. Ельцина; президентские выборы в 2000 году. Второй президент России ― В.В. Путин. Его деятельность: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной сферы. Политические лидеры и общественные деятели современной России. Культура и духовная жизнь общества в начале XXI века. Русская православная церковь в новой России. Президентские выборы 2008 г. Президент России ― Д. А. Медведев. Общественнополитическое и экономическое развитие страны, культурная жизнь на современном этапе. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление международного престижа России. Президентские выборы 2012 г. Президент России ― В.В. Путин. Сегодняшний день России. Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в 24 2014 г. Воссоединение Крыма с Россией. Празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. 7. Тематическое планирование. Тематическое планирование по предмету «Мир истории» в 6 классе № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Раздел Введение Представления о себе, об окружающих людях и пространстве вокруг нас Отчий дом. Наша Родина - Россия Представления о времени в истории Начальные представления об истории как о науке История Древнего мира История вещей. Занятия человека на Земле Человек и общество Кол-во часов 1 8 12 6 6 8 15 12 Тематическое планирование по предмету «История Отечества» в 7 классе № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Раздел Повторение. Древняя Русь Древнерусское государство Крещение Руси. Русь в борьбе с завоевателями. Единое Московское государство. Кол-во часов 1 34 11 4 17 17 Тематическое планирование по предмету «История Отечества» в 8 классе № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Раздел Введение. Российская империя в конце XVII – начале XVIII в.в. Российская империя после Петра I. Россия в эпоху Екатерины Великой. Российская империя в первой половине XIX в. Россия в конце XIX – начале XX в.в. Кол-во часов 1 19 7 8 15 18 Тематическое планирование по предмету «История Отечества» в 9 классе 25 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Раздел Россия в Первой мировой войне. Россия в 1917-1921 годах. Экономический и политический кризис в конце 1920–начале 1921 г. СССР в 20-е – 30-е годы XX века. Основные направления внешней политики Советского государства в 1920-1930-е годы. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Советский Союз в 1945 – 1991 годах. Россия (Российская Федерация) в 1991 – 2015 годах. Кол-во часов 1 14 5 8 3 17 12 8 26