музыка 5

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) разработана и утверждена на педсовете МАОУ
СОШ№1 им.Н.И.Кондратенко ст-цы Кущёвский в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) на основе документов:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
21.09.2022г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников";
-Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программамобразовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 5 класс (вариант 1); утверждённой педагогическим советом от
30.08.2023г. протокол №1
- учебного плана образовательного учреждения;
с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также
образовательных потребностей и запросов участников образовательного
процесса.

Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к
неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи :
- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства
и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными
знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся
впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и
привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной
музыкальной деятельности;
- развитие способности получать удовольствие от музыкальных
произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки,
приобретение опыта самостоятельной музыкальной деятельности;
- формирование простейших эстетических ориентиров и их
использование в организации обыденной жизни и праздника;
- развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных
процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Музыкально-образовательный процесс основан на принципе
индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания,
взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы,
комплексности
обучения,
доступности,
систематичности
и
последовательности, наглядности.
2. Общая характеристика учебного предмета «Музыка»

«Музыка» ― учебный предмет, предназначенный для формирования
у обучающихся перспективы, комплексности обучения, доступности,
систематичности и последовательности, наглядности.
Принцип коррекционной направленности, который в программе
является ведущим и нацелен на исправление недостатков общего, речевого и
нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения
предметом.
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка»
обеспечивается
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области
музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации
к музыкальной деятельности.
Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его
самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким
образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и
личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка. На
музыкальных занятиях развивается не только способность эмоционально
воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство

ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу,
ритмике.
3. Место учебного предмета»Музыка» в учебном плане

Учебный предмет «Музыка » входит в обязательную предметную
область «Искусство » учебного плана МАОУ СОШ№1 им.Н.И.Кондратенко
ст.Кущёвской для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормами.
Реализация рабочей программы учебного предмета «Музыка » (5
класс) рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, в соответствии с учебным
планом школы рассчитана на 1 год обучения и является программой базового
уровня обучения.
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Музыка». Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты освоения программы по музыке в 5 классе
включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
- испытывать чувство гордости за свою страну;
- гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих
других обучающихся;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи;
Предметными результатами освоения учебного предмета «Музыка»
являются:
Минимальный уровень:
- определение характера и содержания знакомых музыкальных
произведений;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании
(труба, баян, гитара);
- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
педагогического работника);
- выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение
выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
- правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
- правильная передача мелодии в диапазоне ре1 - си1;
- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания
песни;
- различение песни, танца, марша;

- передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне,
голосом);
- определение разнообразных по содержанию и характеру
музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
Достаточный уровень:
- самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание
динамических оттенков (форте - громко, пиано - тихо);
- представления о народных музыкальных инструментах и их
звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка);
- представления об особенностях мелодического голосоведения
(плавно, отрывисто, скачкообразно);
- пение хором с выполнением требований художественного
исполнения;
- ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
- исполнение выученных песен без музыкального сопровождения,
самостоятельно;
- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей,
танцев;
- владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания
музыкальной речи.
Базовые учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых),
- использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия представлены умениями:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию,
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном

�

вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
5. Система оценки достижения обучающимися планируемых

результатов освоения программы
Слушание музыки
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать
музыкальные произведения, давать словесную характеристику их
содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать,
обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
степень раскрытия эмоционального содержания музыкального
произведения через средства музыкальной выразительности;
самостоятельность в разборе музыкального произведения;
умение учащегося сравнивать произведения и делать
самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Критерии оценки:
Оценка «5»
Дан правильный и полный ответ, включающий характеристику
содержания
музыкального
произведения,
средств
музыкальной
выразительности, ответ самостоятельный;
Оценка «4»
Ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания
музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с
наводящими (1-2) вопросами учителя;
Оценка «3»
Ответ
правильный,
но
неполный,
средства
музыкальной
выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих
вопросов учителя;
Оценка «2» не ставится
Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих
заданий необходимо предварительно провести индивидуальное
прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его
певческого голоса.
Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более
объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с
другой стороны - учесть при выборе задания
индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким
образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так,
например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать

рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону
песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него
тональности или исполнить только фрагмент песни:
куплет, припев, фразу.
Критерии оценки:
Оценка «5»
Знание мелодической линии и текста песни, чистое интонирование и
ритмически точное исполнение, выразительное исполнение;
Оценка «4»
Знание мелодической линии и текста песни, в основном чистое
интонирование, ритмически правильное, пение недостаточно выразительное;
Оценка «3»
Допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста
песни, неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть
ритмические неточности, пение невыразительное;
Оценка «2» не ставится
Элементы музыкальной грамоты
Критерии оценки:
Оценка «5»
Твердое знание терминов и понятий, умение применять их на
практике.
Оценка «4»
Неточность в формулировках терминов и понятий, умение частично
применять их на практике.
Оценка «3»
Слабое (фрагментарное) знание терминов и понятий, неумение
использовать их на практике.
Оценка «2» не ставится
Критерии оценивания устного ответа:
Оценка «5»
- обучающийся правильно излагает изученный материал;
анализирует произведения музыки, живописи, графики, архитектуры,
дизайна, скульптуры;
- выделяет особенности образного языка конструктивных видов
искусства, единства функционального художественно-образных начал и их
социальную роль;
- знает основные этапы развития и истории музыки, архитектуры,
дизайна, живописи и т.д., тенденции современного
конструктивного искусства.
Оценка «4»
- обучающийся полностью овладел программным материалом, но при
изложении его допускает неточности второстепенного характера.
Оценка «3»
- обучающийся слабо справляется с поставленным вопросом;

- допускает неточности в изложении изученного материала
Оценка «2» не ставится
Игра на музыкальных инструментах
- Выполнение тестовых музыкальных заданий оценивается
следующим образом:
- Оценка «5» ставится, если верно выполнено 86-100% заданий;
- Оценка «4» ставится, если верно выполнено 71-85 заданий;
- Оценка «3» ставится, если верно выполнено 40-70% заданий;
- Оценка «2» не ставится
6. Содержание учебного предмета «Музыка»

Содержание программного материала уроков состоит из
элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной
деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения,
вокальных упражнений.
Восприятие музыки
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной
культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая,
современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое
разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.
Слушание музыки:
— овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно
реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных
произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии
внутреннего содержания прослушиваемых произведений;
— развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального
реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по
своему характеру;
— развитие умения передавать словами внутреннее содержание
музыкального произведения; ― развитие умения определять разнообразные
по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня;
весела, грустная, спокойная мелодия);
— развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по
вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и
в инструментальном произведении;
— развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание);
— ознакомление с пением соло и хором; формирование
представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
— знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием
(фортепиано, барабан, скрипка и др.)

Хоровое пение.
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной
культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая,
современная. Используемый
песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать
знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок
мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям
организации щадящего режима по отношению к детскому голосу.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое
разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни,
колыбельные песни и пр.
Навык пения:
— обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое
положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное
положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
— работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной
фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на
более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания
при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения
распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными
динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
— пение коротких попевок на одном дыхании;
—
формирование
устойчивого
навыка
естественного,
ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные
и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные
звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно
формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения
отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
— развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над
кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению
мелодии);
— активизация внимания к единой правильной интонации; развитие
точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и
индивидуально;
— развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок
произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа
над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
— развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных
ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо
знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении
инструмента;

— дифференцирование звуков по высоте и направлению движения
мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение
мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления
мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную
долю на слух;
— развитие понимания содержания песни на основе характера ее
мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительноэмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами
динамических оттенков;
— формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох,
начало и окончание пения); ― развитие умения слышать вступление и
правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к
пению одноклассников; развитие пения в унисон; развитие устойчивости
унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с
сохранением строя и ансамбля;
— развитие умения использовать разнообразные музыкальные
средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью
исполнения песен; ― пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное
и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно
громко);
— укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 –
ля1, ре1 – си1, до1 – до2. ― получение эстетического наслаждения от
собственного пения.
Элементы музыкальной грамоты
Содержание:
— ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
— ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая
— forte, тихая ― piano);
— развитие умения различать звук по длительности (долгие,
короткие):
— элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный
ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в
гамме до мажор).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
композиторов, классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс
Содержание:
— обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен,
треугольник; металлофон; ложки и др.);
— обучение игре на балалайке или других доступных народных
инструментах;
— обучение игре на фортепиано.
7. Тематическое планирование
№
Разделы программы
Кол-во
ока
часов
1

Восприятие музыки

6

2
3
4

Хоровое пение
Элементы музыкальной грамоты
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
Итого

17
6
5
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».