Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) разработана и утверждена на педсовете МАОУ СОШ№1 им.Н.И.Кондратенко ст-цы Кущёвской в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе документов: - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников"; - Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программамобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - учебного плана образовательного учреждения; с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. 1 Изучение учебного предмета "Чтение (Литературное чтение)" имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: - совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; - развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов; - развитие положительных качеств и свойств личности. 1. Общая характеристика учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)» В системе образования обучающихся с нарушением интеллекта учебный предмет «Чтение (Литературное чтение)» занимает особое место: является не только объектом, но и средством обучения. Как средство познания действительности, чтение обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, чтение неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Чтение в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения. Является важным учебным предметом в программе специальной школы. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – всё это ещё раз подчёркивает значимость обучения чтению обучающихся с нарушениями интеллекта. В процессе изучения чтения у обучающихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к предмету, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках чтения ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. 2. Место учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)» в учебном плане 2 Учебный предмет «Чтение (Литературное чтение)» входит в обязательную предметную область «Язык и речевая практика» учебного плана МАОУ СОШ№1 им.Н.И.Кондратенко ст.Кущёвской для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. Программа учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)» рассчитана на 5 лет (с 5 по 9 класс). Годовой учебный план ГКОУ КК школы-интерната ст-цы Шкуринской: 5 – 9 классы Количество часов в год Предметные Классы 5 6 7 8 9 Всего области Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и 1.2. Чтение 136 136 136 136 136 680 (Литературное речевая практика чтение) Недельныйучебный план ГКОУ КК школы-интерната ст-цы Шкуринской: 5 – 9 классы Количество часов в неделю Предметные Классы 5 6 7 8 9 Всего области Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и 1.2. Чтение 4 4 4 4 4 20 речевая (Литературное чтение) практика 3. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)». Требования к результатам освоения АООП. Освоение обучающимися программы по предмету «Чтение (Литературное чтение)», созданной на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Личностные результаты освоения программы образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. На уроках чтения будут формироваться следующие личностные результаты: - испытывать чувство гордости за свою страну; - гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся; - адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи; 3 - уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; - активно включаться в общеполезную социальную деятельность; - бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности. Предметные результаты освоения программы Минимальный уровень Достаточный уровень 5 класс 1-й уровень (минимальный) 2-й уровень (достаточный) правильно читать вслух правильно читать доступный доступный текст целыми словами и текст вслух целыми словами, в по слогам; трудных случаях - по слогам; находить, читая про себя читать про себя, выполняя отрывки проанализированного аналитические задания к тексту; текста, связанные с определёнными отвечать на вопросы учителя; событиями; пересказывать текст по плану с отвечать на вопросы по помощью учителя, используя предметному содержанию текста (с опорные слова, а несложные по помощью учителя); содержанию тексты заучивать стихотворения самостоятельно; наизусть (объём текста с учётом выражать своё отношение к учебных возможностей учащегося); поступкам героев и событиям; принимать участие в уроках выучить наизусть 8-10 внеклассного чтения. стихотворений; читать внеклассную литературу под наблюдением учителя. 6 класс 1-й уровень (минимальный) 2-й уровень (достаточный) читать вслух правильно, целым читать доступные тексты вслух словом, трудные слова - по слогам, осознанно, правильно, выразительно, соблюдая синтаксические паузы, переходом на беглое чтение интонацию конца предложения в (словосочетаниями), в трудных зависимости от знаков препинания; случаях - целым словом; читать про себя читать про себя, выполняя проанализированный заранее текст, различные задания к выполняя несложные задания проанализированному тексту; учителя; 4 -1- отвечать на вопросы учителя; пересказывать фрагменты текста, несложные по содержанию; оценивать поступки героев (с помощью учителя); заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учётом индивидуальных особенностей учащихся); участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам. делить текст на части под руководством учителя; пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова; определять мотивы поступков героев, выражать своё отношение к ним; выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя); выучить наизусть 8-10 стихотворений; читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя. 7 класс й уровень (минимальный) 2-й уровень (достаточный) читать вслух правильно, читать вслух правильно, бегло выразительно доступные тексты выразительно, (словосочетанием, в трудных целым словом; читать про себя случаях - целым словом); читать про себя с проанализированные ранее тексты; предварительным заданием лёгкие отвечать на вопросы учителя; пересказывать близко к тексту по содержанию тексты; выделять тему и идею отдельные части произведения, доступные учащимся по произведения с помощью учителя; формулировать вопросы к изображённым событиям; высказывать своё отношение к тексту (с помощью учителя); делить текст на части или поступкам героев в доступной озаглавливать данные части под учащимся форме; выделять в тексте незнакомые руководством учителя, в простейших случаях - самостоятельно; слова (с помощью учителя); характеризовать главных учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их учеников); участвовать в уроках поступкам; выделять незнакомые слова в внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя); тексту. соотносить читаемые произведения с определённым жанром (с помощью учителя); выучить наизусть 8-10 стихотворений; 5 -1- читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в её обсуждении. Составлять отзывы под руководством учителя. 8 класс й уровень (минимальный) 2-й уровень (достаточный) читать вслух правильно, читать вслух правильно, бегло, выразительно, целыми словами; выразительно; читать про себя читать про себя доступные по проанализированные тексты, читать содержанию тексты; короткие, доступные тексты выделять тему и определять самостоятельно; идею произведения (последнее пересказывать отдельные задание - с помощью учителя); части произведения, доступные по определять черты характера изображаемым событиям; главных героев и выражать своё выделять тему произведения, отношение к ним (с помощью участвовать в обсуждении идеи; учителя); выражать свое отношение к самостоятельно делить текст поступкам героев и событиям (с на части по данному плану или помощью учителя); составлять план к выделенным находить в тексте незнакомые частям текста; слова, учиться объяснять их, отбирать (коллективно) опираясь на текст (с помощью опорные слова для пересказа, учителя); обращая внимание на лексику, учить стихотворения наизусть характеризующую эмоциональное (объём текста с учётом особенностей состояние действующих лиц, учеников); природы, образные выражения, и участвовать в уроках употреблять их в пересказе; внеклассного чтения, выполняя пересказывать прочитанный доступные задания по прочитанному текст с ориентацией на план и тексту. опорные слова; ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам; выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью учителя); заучить наизусть 10 стихотворений; читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении. 9 класс 6 1-й уровень (минимальный) уметь читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты, правильно отвечать на вопросы; участвовать в анализе произведения; выбирать из данных заглавия к выделенным частям; пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану; высказывать своё отношение к поступкам действующих лиц и событиям; учить стихотворения наизусть; участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному тексту. - 2-й уровень (достаточный) читать вслух правильно, бегло, выразительно; читать про себя доступные по содержанию тексты; выделять идею произведения (с помощью учителя); называть главные черты характера героев, подтверждать их фактами из произведения; самостоятельно делить простой по содержанию текст на части и озаглавливать их; ставить вопросы к тексту и задавать их классу; выделять незнакомые слова, опираясь на контекст (с помощью учителя); использовать образные средства языка в составлении характеристики героев, описании событий и пересказе; выучить наизусть 10 стихотворений; читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении. Изучение предмета «Чтение (Литературное чтение)» в 5 - 9 классах направлено на формирование следующих базовых учебных действий Базовые учебные действия Коммуникативные учебные действия включают: - вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), - слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, - использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач, - использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные учебные действия представлены умениями: - принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, - осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; 7 - осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; - обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; - адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные учебные действия представлены умениями: - дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию, - использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; - использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. 4. Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения программы Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов 5 класс Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путём специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объёма (на конец года): 5 класс 45-60 слов. При оценке принимаются во внимание индивидуальные психофизические особенности обучающегося, акцент делается не на беглость чтения, а на осознанное понимание прочитанного, умение отвечать на вопросы, пересказать текст. Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: 10 − читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; − выделяет главную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; − делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; − отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно; − твердо знает наизусть стихотворение и читает их выразительно. Оценка «4» ставится обучающемуся, если он: − читает в основном правильно, бегло допускает 1–2 ошибки при чтении и соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; − называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки, допускает неточности в ответах на вопросы при пересказе содержания, исправляет их с помощью учителя; − допускает при чтении стихотворения наизусть 1–2 самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: − читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; − допускает 3–4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; − 3–4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию логических ударений; − отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью; − затрудняется называть главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; − отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. Оценка «2» - не ставится. Критерии оценивания пересказа текста Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного, правильно отвечает на вопрос. Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам их исправляет. Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка «2» - не ставится. Критерии оценивания чтения стихотворения наизусть Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. 11 Оценка «2» - не ставится 6 класс В 6 классе текущий контроль по предмету «Чтение (литературное чтение)» осуществляется в форме устных ответов индивидуально или фронтально. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объёма (на конец года): 6 класс 60– 70 слов. При оценке устных ответов принимается во внимание: − чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно); − выразительное чтение наизусть или с листа на материале изучаемых программных произведений; − умение ориентироваться в тексте; − знание литературных произведений. Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: − читает целыми словами правильно, с 1 – 2 самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, логических ударений; − отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; − твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится обучающемуся, если он: − читает целыми словами, некоторые трудные слова – по слогам; − допускает 1 – 2 ошибки при чтении, соблюдение смысловых пауз, логических ударений, допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; − допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; − читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: − читает, в основном, целыми словами, трудные слова – по слогам; − допускает 3-4 ошибки при чтении, соблюдении смысловых и синтаксических пауз, логических ударений; − отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; − обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста. Оценка «2» не ставится. Критерии оценивания пересказа текста Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного, правильно отвечает на вопрос. Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам их исправляет. 12 Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка «2» - не ставится. Критерии оценивания чтения стихотворения наизусть Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка «2» - не ставится 7 класс Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путём опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объёма (на конец года): 7 класс 70– 80 слов. При оценке принимаются во внимание индивидуальные психофизические особенности обучающегося, акцент делается не на беглость чтения, а на осознанное понимание прочитанного, умение отвечать на вопросы, пересказать текст. Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: − читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; выделяет главную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; − делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; − называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; − отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно; − твердо знает наизусть стихотворение и читает их выразительно. Оценка «4» ставится обучающемуся, если он: − читает в основном правильно, бегло; − допускает 1–2 ошибки при чтении и соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; − называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки, допускает неточности в ответах на вопросы при пересказе содержания, исправляет их с помощью учителя; − допускает при чтении стихотворения наизусть 1–2 самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: 13 − читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; − допускает 3–4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; − допускает 3–4 ошибки в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию логических ударений; − отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; − затрудняется называть главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; − отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. Оценка «2» не ставится. Критерии оценивания пересказа текста Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного, правильно отвечает на вопрос. Оценка «4» - допускает 1–2 ошибки, неточности, сам их исправляет. Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка «2» - не ставится. Критерии оценивания чтения стихотворения наизусть Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка «2» - не ставится. 8 класс В 8 классе текущий контроль по предмету «Чтение (литературное чтение)» осуществляется в форме устных ответов индивидуально или фронтально. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объёма (на конец года): 8 класс 80– 90 слов. При оценке устных ответов принимается во внимание: − чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно); − выразительное чтение наизусть или с листа на материале изучаемых программных произведений; − умение ориентироваться в тексте; − знание литературных произведений. Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: 14 − читает целыми словами правильно, с 1–2 самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, логических ударений; − отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; − твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится обучающемуся, если он: − читает целыми словами, некоторые трудные слова – по слогам; − допускает 1–2 ошибки при чтении, соблюдение смысловых пауз, логических ударений, допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; − допускает при чтении наизусть 1–2 самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: − читает, в основном, целыми словами, трудные слова – по слогам; − допускает 3–4 ошибки при чтении, соблюдении смысловых и синтаксических пауз, логических ударений; − отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста. Оценка «2» не ставится. Критерии оценивания пересказа текста Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного, правильно отвечает на вопрос. Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам их исправляет. Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка «2» - не ставится. Критерии оценивания чтения стихотворения наизусть Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка «2» - не ставится. 9 класс Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объёма (на конец года): 9 класс 90– 100 слов. 15 При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Оценка «5» ставится, если обучающийся: − читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения; − выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя; − делит текст на части и озаглавливает части; − называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; − отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 8 − твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно Оценка «4» ставится, если обучающийся: − читает в основном правильно, бегло; − допускает 1—2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений; − допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; − допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; − называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; − допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя: − допускает при чтении наизусть 1—2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно Оценка «3» ставится, если обучающийся: − читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; − допускает 3—4 ошибки при чтении; 1—2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3—4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; а выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя; − делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; − затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки; − отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения; − обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста Оценка «2» - не ставится. Критерии оценивания пересказа текста Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного, правильно отвечает на вопрос. Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам их исправляет. 16 Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка «2» - не ставится. Критерии оценивания чтения стихотворения наизусть Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка «2» - не ставится 5. Содержание учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)» Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия. Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни обучающихся, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь). Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения. Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя; присказка, зачин, диалог, произведение; герой (персонаж), главный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж; стихотворение, рифма, строка, строфа; средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм); элементы книги: переплет, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения. Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста 17 на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану. Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью педагогического работника). 5 класс 1. Устное народное творчество (3 ч.) Считалки. Заклички. Потешки. Поговорки. Загадки 2. Сказки (21 ч.) Русская сказка «Никита Кожемяка»; Тофаларская сказка «Как наказали медведя»; Башкирская сказка «Золотые руки»; Русская сказка «Морозко»; Русская сказка «Два мороза»; Татарская сказка «Три дочери»; А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка» 3. Картины родной природы (лето, осень) (15 ч.) Г. Скребицкий «Июнь» И. Суриков «Ярко солнце светит» А. Платонов «Июльская гроза». А. Прокофьев «Берёзка» Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату» Г. Скребицкий «Сентябрь» И. Соколов-Микитов «Золотая осень» К. Бальмонт «Осень» Г. Скребицкий «Добро пожаловать» В. Астафьев «Осенние грусти» И. Бунин «Первый снег» 4. О друзьях товарищах (11 ч.) Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася»; Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»; В. Медведев «Фосфорический мальчик»; Л. Воронкова «Дорогой подарок»; Я. Аким «Твой друг» 5. Басни И.А. Крылова (4 ч.) И.А. Крылов «Ворона и лисица», «Щука и кот», «Квартет» 6. Спешите делать добро (13 ч.) Н. Хмелик «Будущий олимпиец»; О. Бондарчук «Слепой домик»; В. Осеева «Бабка»; А. Платонов «Сухой хлеб»; В. Распутин «Люся»; В. Брюсов «Труд»; Р. Рождественский «Огромное небо» 7. Картины родной природы (зима, весна) (24 ч.) Ф. Тютчев «Чародейкою зимою...»; Г. Скребицкий «Декабрь»; К. Бальмонт «К зиме»; Г. Скребицкий «Всяк по-своему»; С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза»; А.С. Пушкин «Зимняя дорога»; Г. Скребицкий «Март»; А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»; Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы», «Весна-красна», «Грачи прилетели», «Заветный кораблик», «В весеннем лесу»; А. Толстой «Весенние ручьи»; А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»; А. Блок «Ворона»; Е. Серова «Подснежник»; И. СоколовМикитов «Весна»; И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом…»; С. Есенин «Черемуха»; Я. Аким «Весна, весною, о весне» 8. О животных (15 ч.) 18 Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; А. Толстой «Желтухин»; К. Паустовский «Кот ворюга»; Б. Житков «Про обезьянку»; Э. Асадов «Дачники»; Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны»; С. Михалков «Будь человеком» 9. Из прошлого нашего народа (15 ч.) О. Тихомиров «На поле Куликовом»; С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года»; Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…»; А. Куприн «Белый пудель»; Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью»; Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата» 10. Из произведений зарубежных писателей (15 ч.) В. Гюго «Гаврош» М. Твен «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»; Г.Х. Андерсен «Русалочка» 11. Внеклассное чтение: Чтение сказок народов Р.Ф. Народные и авторские сказки, произведения устного народного творчества. Чтение рассказов и стихотворений по теме «Спешите делать добро» Стихи о природе Рассказы о животных «О героическом прошлом нашего народа» Произведения зарубежных писателей 12. Учащиеся должны знать наизусть: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» И. Суриков «Ярко солнце светит» А. Прокофьев «Берёзка» К. Бальмонт «Осень» И. Бунин «Первый снег» Ф. Тютчев «Зима» К. Бальмонт «К зиме» С. Есенин «Берёзка» А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…» Е. Серов «Подснежник» С. Есенин «Черёмуха» 6 класс 1. Моя Родина (3 ч.) По В. Пескову «Отечество»; М. Ножкин «Россия»; М. Пришвин «Моя Родина» 2. Золотая осень (28 ч.) В. Бианки «Сентябрь»; И. Бунин «Лес, точно терем расписной»; Ю. Качаев «Грабитель»; Б. Житков «Белый домик»; А. Белорусец «Звонкие ключи»; К. Паустовский «Заячьи лапы»; И. Тургенев «Осенний день в березовой роще»; Е. Носов «Хитрюга»; В. Бианки «Октябрь»; С. Михалков «Будь человеком»; Б. Заходер «Петя мечтает»: По Д. Биссету «Слон и муравей»; По Д. Биссету «Кузнечик Денди»; Д. Родари «Как один мальчик играл с палкой»; Д. Родари «Пуговкин домик»; «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; Ф. Глинка «Москва»; В. Бианки «Ноябрь» 19 3. Страницы истории (15 ч.) По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря», «На берегу Невы», «Медаль», «Гришенька»; По Е. Холмогоровой «Серебряный лебедь», «Боевое крещение», «День рождения Наполеона», «В дни спокойные»; Н. Носов «Как Незнайка стихи сочинял»; Е. Пермяк «Тайна цены»; Д. Гальперина «Здравствуйте» 4. Здравствуй, гостья - Зима! (40 ч.) В. Бианки «Декабрь»; Е. Благинина «Новогодние за гадки»; А. Никитин «Встреча зимы»; А. Дорохов «Теплый снег»; А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...»; Д. Хармс «Пушкин»; В. Бианки «Январь»; Х.К. Андерсен «Ель»; А. Чехов «Ванька»; И. Никитин «Весело сияет месяц над селом…»; И. Суриков «Белый снег пушистый….»; М. Зощенко «Ёлка»; Э. Рытхэу «Пурга»; Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость»; В. Бианки «Февраль»; С. Маршак «Двенадцать месяцев»; Х.К. Андерсен «Снежная королева»; В.Ч. М. Пришвин «Птицы под снегом»; С. Смирнов «Первые приметы» 5. Весна-красна (13 ч.) В. Бианки «Март»; По В. Пескову «Весна идет»; М. Пришвин «Жаркий час»; Г. Скребицкий «Весенняя песня»; В. Жуковский «Жаворонок»; А. Толстой «Детство Никиты» (отрывок); А. Твардовский «Как после мартовских метелей…»; А. Плещеев «И вот шатер свой голубой…»; В. Бианки «Апрель»; К. Паустовский «Стальное колечко» 6. Рассказы о животных (19 ч.) По В. Астафьеву «Злодейка»; По Е. Барониной «Рассказы про зверей»; В. Драгунский «Кот в сапогах»; Д. Хармс «Заяц и ёж»; И. Крылов «Зеркало и обезьяна»; Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»; В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…»; В. Бианки «Май» 7. Рассказы, сказки, стихи для детей (18 ч.) М. Дудин «Наши песни спеты на войне»; В. Медведев «Звездолет «Брунька»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; В. Астафьев «Зорькина песня»; Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел…»; В.Ч. А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» 8. Внеклассное чтение: Русские народные сказки. «Каша из топора» М. Пришвин «Лесной хозяин» Е. Носов «Тридцать зерен» Л. Кассиль «Держись капитан» А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» М. Пришвин «Птицы под снегом» В.В. Бианки «Синичкин календарь» С. Я. Маршак «Приключение в дороге» Дж.Радари «Путешествие голубой стрелы» А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» 9. Учащиеся должны знать наизусть: М. Ножкин «Россия» 20 И. Бунин «Лес, точно терем расписной» Б. Заходер «Петя мечтает» Ф. Глинка «Москва» А. Никитин «Встреча зимы» А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...» И. Суриков «Белый снег пушистый…» С. Смирнов «Первые приметы» В. Жуковский «Жаворонок» В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…» Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел…» 7 класс 1. Устное народное творчество (12 ч.) Русские народные сказки «Сивка-Бурка», «Журавль и Цапля», «Умный мужик»; Былина «Три поездки Ильи Муромца».; Народные песни «Ах, кабы на цветы не морозы», «По улице мостовой»; Устное народное творчество (сказки, былины, пословицы, загадки) 2. Из произведений русской литературы XIX века (54 ч.) А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной лебеди», «У лукоморья»; М.Ю. Лермонтов «Бородино»; И.А. Крылов «Кукушка и Петух», «Волк и Журавль»; Н.А. Некрасов «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин»; Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»; А.П. Чехов «Хамелеон»; В.Г. Короленко «Дети подземелья» 3. Из произведений русской литературы XX века (70 ч.) М. Горький «Детство», «В людях»; М.В. Исаковский «Детство», «Весна»; К.Г. Паустовский «Последний чёрт»; М.М. Зощенко «Великие путешественники»; К.М. Симонов «Сын артиллериста»; В.П. Катаев «Флаг»; Н.И. Рыленков «Деревья», «Всё в тающей дымке…»; Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин», «Картофельная собака»; Ю.Я. Яковлев «Багульник»; Р.П. Погодин «Время говорит - пора»; А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля»; К.Я. Ваншенкин «Мальчишка», «Снежки» 4. Внеклассное чтение: Русская народная сказка «Сказка о молодильных яблочках и живой воде» А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» Басни И.А. Крылова Оскар Уайльд «Мальчик-звезда» А.П. Чехов «Мальчики» А. Куприн «Чудесный доктор» В.П. Катаев «На даче» Пришвин «Голубая стрекоза» Е. Носов «Белый гусь» 5. Учащиеся должны знать наизусть: 21 А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной лебеди». А.С. Пушкин «Зимний вечер» М.Ю. Лермонтов «Бородино» И.А. Крылов «Слон и Моська» М.В. Исаковский «Ветер», К.М. Симонов «Сын артиллериста». Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи-кукушки…» 8 класс 1. Устное народное творчество (15 ч.) Сказки. «Волшебное кольцо» Русская народная сказка. Пословицы и поговорки. Баллады. В.А. Жуковский «Перчатка». И.З. Суриков «Нашла коса на камень». Былины. «Садко» 2. Произведения русских писателей IX века (52 ч.) Александр Сергеевич Пушкин: «Памятник», «Во глубине сибирских руд», «Зимнее утро», «И.И. Пущину», «Няне», «Сожженное письмо», «Я вас любил», «Сказка о попе и работнике его Балде»; М.Я. Басина «Публичное испытание»; И.И. Пущин «Записки о Пушкине»; Михаил Юрьевич Лермонтов: «Смерть поэта», «Родина», «Парус», «Сосна», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; Иван Андреевич Крылов: «Волк на псарне», «Осел и Соловей», «Муха и пчела»; Николай Алексеевич Некрасов: «Размышления у парадного подъезда», «В полном разгаре страда деревенская…», «Мороз, Красный нос», «Русские женщины»; Иван Саввич Никитин: «Русь», «Утро на берегу озера»; Иван Сергеевич Тургенев: «Муму»; Лев Николаевич Толстой: «После бала» 3. Произведения русских писателей 1 половины XX века (33 ч.) Антон Павлович Чехов: «Лошадиная фамилия»; Владимир Галактионович Короленко: «Слепой музыкант»; Алексей Максимович Горький: «Макар Чудра»; Сергей Александрович Есенин: «Спит ковыль…», «Пороша», «Отговорила роща золотая»; Андрей Платонович Платонов: «Разноцветная бабочка»; Алексей Николаевич Толстой: «Русский характер»; Николай Алексеевич Заболоцкий: «Некрасивая девчонка» 4. Произведения русских писателей 2 половины XX века (36 ч.) Константин Георгиевич Паустовский: «Телеграмма»; Рувим Исаевич Фраерман: «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви»; Лев Абрамович Кассиль: «Пекины бутсы»; Александр Трифонович Твардовский: «Василий Теркин»; Василий Макарович Шукшин: «Гринька Малюгин»; Виктор Петрович Астафьев: «Далекая и близкая сказка»; Радий Петрович Погодин: «Алфред»; Алексей Александрович Сурков: «Родина» 5. Внеклассное чтение: Обсуждение произведений литературы, прочитанной летом Гайдар А.П. «Школа» 22 1. 2. 3. 4. Каверин В.А. «Два капитана» А.П. Чехов «Толстый и тонкий» Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке» Шолохов М.А. «Судьба человека» Бондарев Ю.В. «Батальоны просят огня» 6. Учащиеся должны знать наизусть: А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд» А.С. Пушкин «Няне» М.Ю. Лермонтов «Родина» М.Ю. Лермонтов «Парус» И. А. Крылов «Осел и Соловей» Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос» И.С. Никитин «Русь» С.А. Есенин «Спит ковыль… Равнина дорогая» С.А. Есенин «Пороша» А.Т. Твардовский. «Василий Теркин. Гармонь» 9 класс Устное народное творчество (13ч.) Русские народные песни, Колыбельная, «За морем синичка не пышно жила…»; Былины «На заставе богатырской» (в сокращении); Сказки «Сказка про Василису Премудрую» (в сокращении), «Лиса и Тетерев» Из произведений русской литературы XIX века (60ч.) В.А. Жуковский «Три пояса» (в сокращении); И.А.Крылов «Кот и Повар» (в сокращении); А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (в сокращении), «Барышнякрестьянка» (в сокращении); М.Ю.Лермонтов «Тучи», «Баллада», «Морская царевна» (в сокращении); Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница» (отрывки в сокращении); Н.А.Некрасов «Рыцарь на час» (отрывки), «Саша» (отрывок); А.А.Фет «На заре ты ее не буди…» «Помню я: старушка няня…» «Это утро, радость эта…»; А.П.Чехов «Злоумышленник» (в сокращении), «Пересолил» Из произведений русской литературы XX века (43ч.) М.Горький «Песня о Соколе» (в сокращении); В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (в сокращении); М.И.Цветаева «Красной кистью…» «Вчера еще в глаза глядел…»; К.Г.Паустовский «Стекольный мастер»; С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…», «Собаке Качалова»; М.А.Шолохов «Судьба человека» (отрывки в сокращении); Е.И.Носов «Трудный хлеб»; Н.М.Рубцов «Тихая моя родина» (в сокращении) «Русский огонек» (в сокращении) «Зимняя песня»; Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова» (отрывок) Из произведений зарубежной литературы (20ч.) 23 5. 6. 7. Роберт Луис Стивенсон «Вересковый мед» (в сокращении); Эрнест СетонТомпсон «Снап» (отрывок в сокращении); Джеральд Даррелл «Живописный жираф» (отрывок в сокращении) Внеклассное чтение Сказки народов мира И.А. Крылов. Басни М.М. Зощенко Рассказы К. Г. Паустовский «Телеграмма» А. Р. Беляев «Человек-амфибия» А.П. Чехов «Дом с мезонином» В.М. Шукшин «Кляуза» Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие» И.Ф. Варавва. Стихи о родине В.А. Попов «Кубанские сказы» Обучающиеся должны знать наизусть: И.А. Крылов. Басня А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок из поэмы) М. Ю. Лермонтов «Тучи» (стихотворение) Н. А. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы) А.А. Фет «На заре ты её не буди» А. А. Фет «Это утро, радость эта…» (стихотворение) С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…», Р. Л. Стивенсон «Вересковый мёд» (отрывок из баллады) М. И. Цветаева «Красной кистью…» (стихотворение) Н. М. Рубцов «Зимняя песня» (стихотворение) Тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1. 2. Наименование раздела/ подраздела. 5 класс (136 часов в год) Устное народное творчество Сказки Картины родной природы (лето, осень) О друзьях товарищах Басни И.А. Крылова Спешите делать добро Картины родной природы (зима, весна) О животных Из прошлого нашего народа Из произведений зарубежных писателей 6 класс (136 часов в год) Моя Родина Золотая осень 24 Кол-во часов 3 21 15 11 4 13 24 15 15 15 3 28 3. 4. 5. 6. 7. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. Страницы истории Здравствуй, гостья - Зима! Весна-красна Рассказы о животных Рассказы, сказки, стихи для детей 7 класс (136 часов в год) Устное народное творчество. Из произведений русской литературы XIX века Из произведений русской литературы XX века 8 класс (136 часов в год) Устное народное творчество. Из произведений русской литературы XIX века Произведения русских писателей 1-й половины XX века Произведения русских писателей 2-й половины XX века 9 класс (136 часов в год) Устное народное творчество. Из произведений русской литературы XIX века Из произведений русской литературы XX века Из произведений зарубежной литературы 25 15 40 13 19 18 12 54 70 15 52 33 36 13 60 43 20 26