мир природы и человека 1-4

2

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека»
для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) разработана и утверждена на педсовете МАОУ
СОШ№1 им.Н.И.Кондратенко ст-цы Кущёвский в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) на основе документов:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
21.09.2022г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников";
-Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программамобразовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 1-4 классы (вариант 1); утверждённой педагогическим
советом от 30.08.2023г. протокол №1;
- учебного плана образовательного учреждения;
с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также
образовательных потребностей и запросов участников образовательного
процесса.
3

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в
формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе;
понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы
и человека.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном
формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом
формирования у обучающихся умений наблюдать, анализировать,
взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и
явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать
причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью
человека.
Программа
реализует
современный
взгляд
на
обучение
естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план
обеспечение:
-полисенсорности
восприятия
объектов;
-практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности
в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в
специально
созданных
учебных
ситуациях;
-накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным
словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения
учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в
процессе
решения
проблемных
ситуаций;
-закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами
познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
-постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик
предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса "Мир природы и человека"
уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и
неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях
человека и общества с природой. Практическая направленность учебного
предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о
живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального
существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной
жизни в конкретных условиях.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует
организации большого количества наблюдений, упражнений, практических
работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного
взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.

4

2. Общая характеристика учебного предмета «Мир природы и
человека».
Учебный предмет «Мир природы и человека» является
специфическим для обучения младших школьников с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В связи с расширением и уточнением круга представлений о
предметах и явлениях окружающей действительности обогащается
словарный запас обучающихся: вводятся соответствующие термины,
наглядно дифференцируется значение слов. Правильная организация
занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию
речи и мышления обучающихся.
У обучающихся во время уроков формируются элементарные
представления и понятия, расширяется и обогащается представление о
непосредственно окружающем мире, они получают первоначальные
представления о мире, который находится вне поля их чувствительного
опыта. Обучение направлено на развитие способности видеть, сравнивать,
обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать
несложные причинно-следственные связи и закономерности, что
способствует
развитию
аналитико-синтетической
деятельности
обучающихся, коррекции их мышления.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в
процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей
действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений
за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося
опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов,
диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует
организации большого количества наблюдений, упражнений, практических
работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного
взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
3. Место учебного предмета «Мир природы и человека» в учебном
плане школы.
Согласно
федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённой приказом
Министерства Просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1026,
учебный предмет «Мир природы и человека» входит в предметную область
«Естествознание».
На учебный предмет «Мир природы и человека» отводится в 1 классе
2 часа в неделю. Всего – 66 часов в год (33 рабочих недели).
Во 2-4 классах отводится 1 час в неделю. Всего – 34 часа в год.

5

4. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Мир
природы и человека». Требования к результатам освоения АООП (БУД).
Личностные результаты включают овладение обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и
развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка
личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов, а именно:
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно-пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование
и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности.
1 класс
Минимальный уровень:
- правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и
неживой природы;
- называть своё имя, фамилию, возраст, пол;
- называть и показывать органы чувств человека.
Достаточный уровень:
- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их
признаки;
- различать объекты живой и неживой природы;
- выделять части растений;
- узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
2 класс
Минимальный уровень:
6

-представления о назначении объектов изучения;
-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях,
фотографиях;
-отнесение изученных объектов к определенным группам (видородовые понятия); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той
же изучаемой группе;
-представления об элементарных правилах безопасного поведения в
природе и обществе;
-знание основных правил личной гигиены и выполнение их в
повседневной жизни;
-кормление зимующих птиц;
-адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего
мира в учебных ситуациях; адекватное поведение в классе, в школе, на улице
в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
-представления о взаимосвязях между изученными объектами, их
месте в окружающем мире;
-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
-знание отличительных существенных признаков групп объектов;
-знание правил гигиены органов чувств;
-знание некоторых правил безопасного поведения в природе и
обществе с учетом возрастных особенностей;
-ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление желания
рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
-выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и
одноклассников, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
-проявление активности в организации совместной деятельности и
ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами
окружающего мира;
-соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.
3 класс
Минимальный уровень:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2—3
растения, наиболее распространённых в данной местности; различать ягоды,
орехи, грибы;
- сравнивать домашних и диких животных, птиц; описывать их
повадки;
- соблюдать правила употребления в пищу грибов и ягод;
- соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;
- соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в
7

жизни растений, животных, человека.
Достаточный уровень:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и
лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена
растений; названия деревьев и кустарников, наиболее распространенных в
данной местности;
- сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц;
описывать их повадки и образ жизни;
- соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и
хранения продуктов питания; соблюдать требования по профилактике
пищевых отравлений;
- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в
жизни растений, животных, человека;
- определять по сезонным изменениям время года;
- определять направление ветра.
4 класс
Минимальный уровень:
-представление о назначении объектов изучения;
-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях,
фотографиях;
-отнесение изученных объектов к определенным группам (видородовые
понятия);
-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой
группе;
-представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе
и
обществе;
-знание требований к режиму дня обучающегося и понимание
необходимости
его
выполнения;
-знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной
жизни;
-ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
-составление повествовательного или описательного рассказа из 3 - 5
предложений об изученных объектах по предложенному плану;
-адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в
учебных ситуациях; адекватное поведение в классе, в образовательной
организации, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем
ситуации.
Достаточный уровень:
-представление о взаимосвязях между изученными объектами, их
месте
в
окружающем
мире;
-узнавание и называние изученных объектов в натуральномвиде
в
естественных
условиях;
-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом
8

различных
оснований
для
классификации;
-развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
-знание отличительных существенных признаков групп объектов;
-знание правил гигиены органов чувств;
-знание некоторых правила безопасного поведения в природе и
обществе с учетом возрастных особенностей;
-готовность к использованию полученных знаний при решении
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
-ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию
изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или
наблюдения, заинтересовавшем объекте;
-выполнение задания без текущего контроля педагогического
работника (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей
работы и обучающихся, проявление к ней ценностного отношения,
понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
-проявление активности в организации совместной деятельности и
ситуативном общении с обучающимися, адекватное взаимодействие с
объектами окружающего мира;
-соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
-выполнение доступных природоохранительных действий;
-готовность к использованию сформированных умений при решении
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Требования к результатам освоения АООП (БУД).
Личностные учебные действия.
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности,
готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе.
Коммуникативные учебные действия.
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик,
ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
9

- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных
видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия.
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать
руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать
свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия.
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные
свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать, писать.
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и
электронных и других носителях).
5. Система оценки достижения обучающимися планируемых
результатов освоения программы по учебному предмету «Мир природы
и человека».
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
10

Критерии оценки предметных результатов.
Оценка достижений обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на
принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные
обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по
содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую
функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности
обучающегося и овладении им социальным опытом.
В 4 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый
(промежуточный) контроль знаний, умений и навыков обучающихся с
фиксированием отметки в журнале.
Текущий контроль.
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала,
обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к
устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека»
проводится в следующих формах:
− устный опрос;
− творческие и практические работы;
− самостоятельные работы.
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно
– тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме
творческой работы или теста.
Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной
аттестации в форме теста.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во
внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития
обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные
результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов
заданий, требующих верного решения: чем больше верно выполненных
заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных
результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные»,
«хорошие», «отличные».
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные
обучающимся в ходе выполнения творческих, самостоятельных,
практических работ и тестах, соотносятся с оценками:
− «отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65%
заданий;
− «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
− «удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
Устный опрос является одним из методов учёта достижений
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
при освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов
по учебному предмету «Мир природы и человека» принимается во внимание:
11

− правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об
осознанности усвоения изученного материала;
− полнота ответа;
− умение практически применять свои знания;
− последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов:
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание
пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может
сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры
полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные
неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые
исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен
в изложении учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в
формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с
помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных
положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с
помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и
понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос)
недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями.
Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила
примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной
помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного
материала.
Оценка «2» - не ставится.
Оценка предметных результатов в 1 классе не производится.
6. Содержание учебного предмета «Мир природы и человека».
Программа ориентирована на использование учебников для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
общеобразовательные программы: «Мир природы и человека». В 2-х частях,
1, 2, 3, 4 классы. Авторы: Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О.
Куртова. Москва, «Просвещение». Данные учебники рекомендованы
Министерством просвещения РФ.
Структура курса представлена следующими разделами: "Сезонные
изменения", "Неживая природа", "Живая природа (в том числе человек)",
"Безопасное поведение".
Сезонные изменения.
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток.
Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на
циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные
дни. Неделя и месяц.
12

Времена года: осень, зима, весна, лето. Основные признаки каждого
времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и
человека). Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в
сезоне, в году, начиная с января. Календарь.
Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима начало, середина, конец зимы. Весна - ранняя, середина весны, поздняя
весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света.
Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в
неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам
наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе.
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с
постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений:
температура воздуха (тепло - холодно, жара, мороз, замеры температуры);
осадки (снег - дождь, иней, град); ветер (холодный - теплый, направление и
сила, на основе наблюдений); солнце (яркое - тусклое, большое - маленькое,
греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи,
покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и
летом.
Растения
и
животные
в
разное
время
года.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные
сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями
растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание
и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для
гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие
животные в разное время года.
Одежда людей, игры обучающихся, труд людей в разное время года.
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет
времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения,
спортивные занятия).
Игры обучающихся в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года.
Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с
сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара).
Неживая природа.
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни.
Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы.
Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам:
внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при
наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о
13

Земле, как планете, и Солнце - звезде, вокруг которой в космосе двигается
Земля.
Живая природа:
Растения.
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква.
Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование.
Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель,
лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые
растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные
представление о способах размножения. Развитие растение из семени на
примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана,
использование человеком.
Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название.
Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование
человеком.
Животные.
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение:
части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их
люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход
за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые.
Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания,
питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка,
изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для
гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за
комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение
к дикорастущим растениям, правила сбора урожая грибов и лесных ягод,
ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц
зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи
диким животным.
Человек.
Мальчик и девочка. Возрастные группы ("малыш", "школьник",
"молодой человек", "взрослый", "пожилой").
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности).
Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос,
рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание).
Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье).
Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни
человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений).
Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил
14

охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное
ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная
уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи,
фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы.
Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.
Человек - член общества: член семьи, обучающийся, друг. Личные
вещи обучающегося: гигиенические принадлежности, игрушки, школьные
канцелярские принадлежности, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек.
Профессии людей ближайшего окружения обучающегося.
Магазины. ("овощи-фрукты", продуктовый, промтоварный (одежда,
обувь, бытовая техника), книжный). Зоопарк или краеведческий музей.
Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные
профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в
магазине.
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта
(машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи,
троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт
междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина – Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица.
Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность.
Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей
страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей
страны. Получение и расходование денег.
Безопасное поведение.
Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд:
закаливание,
одевание
по
погоде,
проветривание
помещений,
предупреждение
появления
сквозняков.
Профилактика
вирусных
заболеваний (гриппа) - прием витаминов, гигиена полости носа и рта,
предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время
простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и
инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная
посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный
режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью
к учителю, элементарное описание ситуации, приведшей к травме, и своего
состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным.
Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведения в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение
отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи
по телефону. Описание состояния больного.
15

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение правил
дорожного движения (далее - ПДД): сигналы светофора, пешеходный
переход, правила нахождения обучающегося на улице (сопровождение
взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу).
Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использования учебных принадлежностей,
инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки
класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике),
электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
7. Тематическое планирование.
1 класс.
№ п/п

Разделы

Количество часов

1.
2.
3.
4.

Введение. Живая и неживая природа.
Сезонные изменения в природе
Неживая природа
Живая природа.
Растения.
Животные.

1
18
8
38
11
10

Человек.
Повторение.

17
1
66ч.

5.
Итого:

2 класс.

№ п/п

Разделы

Количество часов

1.
2.
3.

Сезонные изменения в природе
Неживая природа
Живая природа.
Растения.
Животные.

12
4
18
8
5

Человек.

5
34ч.

Итого:

16

3 класс.
№ п/п

Разделы

Количество часов

1.
2.
3.

Сезонные изменения в природе.
Неживая природа.
Живая природа.
Растения.
Животные.
Человек.

11
4
19
7
7
5
34ч.

Разделы
Сезонные изменения в природе
Неживая природа
Живая природа.
Растения.
Животные.

Количество часов
7
4
16
5
5

Человек.
Магазины.
Транспорт.
Наша Родина-Россия.

6
1
1
1

Итого:
4 класс.
№ п/п
1.
2.
3.

4.
5.
6.

7.
Безопасное поведение.
Итого:

4
34 ч.

17

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».