1 2 1. Пояснительная записка. Рабочая программа по учебному предмету музыка для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) разработана и утверждена на педсовете МАОУ СОШ№1 им.Н.И.Кондратенко ст-цы Кущёвский в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе документов: - Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников"; -Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программамобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (вариант 1); утверждённой педагогическим советом от 30.08.2023г. протокол №1 - учебного плана образовательного учреждения; с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. 3 Целью учебного предмета «Музыка»: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры. Задачи: - накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями); -приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности; -развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкальной деятельности; -формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника; -развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся. 2. Общая характеристика предмета. Музыка призвана развивать детей, эмоционально, творчески обогащать их художественные впечатления. Обучающиеся должны получать от урока только положительные эмоции. Главная задача педагога - придать всем видам работы с детьми эмоциональную привлекательность. Участие детей с нарушением интеллекта в музыкальной деятельности даёт им нравственный и эстетический опыт и укрепляет их веру в собственные силы. Существует несколько методических этапов в развитии интереса к музыке. Первый этап связан с занимательностью, т. е. с элементами игры, с прослушиванием фрагментов музыкальных произведений, сказок, с одновременным рассказом учителя о содержании музыки. На этом этапе важны яркие иллюстрации, связанные с содержанием песен. На втором этапе у обучающегося появляется желание ответить, спеть, выучить слова, принять участие в концерте, попытаться сыграть на инструменте, прослушать более сложное музыкальное произведение. В это время большую роль в развитии интереса играет опрос детей: кто первый вспомнит название песни, слова, споёт мелодию, расскажет о содержании прослушанной песни и т. д. На третьем этапе у детей появляется желание освоить ноты, спеть попевку по нотам, но последний вид работы труднодоступен детям с нарушением интеллекта, поэтому на знакомство с нотной грамотой отводится небольшое количество учебного времени. На уроке музыки актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. 4 Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать каждый урок с жизнеутверждающей валеологической песенки– распевки, дающей позитивный настрой на весь день. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат на уроке, подготавливают голос к пению. Программой предусмотрены валеологические песенки – распевки (О. Арсеневской), упражнения для развития голоса и музыкального слуха, а также коррекции речевых нарушений у детей начальной школы. Предлагаемый материал может использоваться в качестве рекомендуемого содержания, дополняться, изменяться. Особое внимание при работе с обучающимися уделяется выработке техники правильного дыхания, развитие которой зависит от подбора репертуара и материала для вокальных упражнений. Требования к развитию певческого дыхания могут быть следующими: вдох спокойный, без поднятия плеч, бесшумный. Брать дыхание рекомендуется через нос или через нос и рот одновременно. Песенный репертуар, предусмотренный программой, включает в себя песни современных авторов и композиторов, а также отвечает целям и задачам обучения, возрастным возможностям и интересам детей, требованиям к художественной ценности музыки и слова. Певческий диапазон детей с нарушением интеллекта ограничен, и поэтому необходимо подбирать песни с небольшим диапазоном и в удобной для детей тональности. За год обучения дети разучивают от 10 до 15 песен. Игра на музыкальных инструментах. По желанию учителя звучание детских голосов может сопровождаться игрой на инструментах: деревянных ложках, бубнах и т. д. На уроках музыки целесообразно применять ударно – шумовые инструменты: бубен, треугольник, деревянные ложки, барабан, маракас, металлофон. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют). Именно поэтому в программе уделяется особое внимание этому разделу. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, снятию психоэмоционального напряжения. Игра на детских музыкальных инструментах может быть как самостоятельным разделом, так и может быть включена в раздел пение, когда исполнение сопровождается игрой на музыкальных инструментах. Начиная с 1 класса по мере овладения игрой на музыкальных инструментах учитель может разделить группу детей на две подгруппы, 5 одна из которых играет первую часть музыкального произведения, например, на деревянных ложках, а другая - вторую часть на барабане. В ходе урока дети знакомятся с музыкальными произведениями и одновременно участвуют в коллективном музицировании, определяя сильную долю в марше, польке, вальсе. Музыкальная грамота. Главное в младших классах при изучении данного раздела – это дать понятие о высоте звука, силе звучания (пиано, форте), и длительности звучания (длинные и короткие звуки), элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек, добавочная линейка, порядок нот в гамме до мажор , графическое изображение нот. Вокальные попевки – упражнения следует петь как с текстом, так и с названием. Музыкальная грамота должна стать средством познания музыки. Все теоретические знания необходимо давать на практическом материале (пение попевок, отрывков из разучиваемых произведений). Обучающимся 1 класса необходима двигательная разрядка, поэтому на уроке вводятся движения под музыку, которые помогают лучше понять, почувствовать характер музыки и ее ритмические особенности: ходьба на месте, несложные движения кистями рук, повторение несложного ритмического рисунка ладонями или ударными инструментами. 3. Место учебного предмета в учебном плане. Согласно федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. №1026, учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство» и реализуется в 1-4 классах. Обучение музыке в ГКОУ КК школе-интернате ст-цы Шкуринской осуществляется в 1-4 классах в течение всего года. На учебный предмет «Музыка» отводится в 1 классе 2 часа в неделю. Всего – 66 часов в год. Продолжительность урока: I полугодие – 35 минут, II полугодие – 40 минут, в 1-4 классах отводится 1 час в неделю. Всего – 34 часов в год. 4. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Требования к результатам освоения АООП(БУД) Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах: 6 - формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; - формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем в процессе музыкальной исполнительской деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях в школе и за ее пределами; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры; - формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности обучающихся. Предметными результатами изучения курса являются: выполнения под руководством учителя практических видов деятельности (интонирование мелодии, пение, слушание, игра на музыкальных инструментах); закладываются основы таких социально ценных, личностных и нравственных качеств, как уважение к культурному наследию, любознательность, чувство товарищества, ответственности, эстетическое восприятие действительности, любовь к прекрасному. Наблюдения, сравнения, анализ, классификации, обобщения. Получение первоначального опыта хорового пения, разностороннее культурно-эстетическое развитие, адаптация в обществе. обучающиеся специальных (коррекционных) школ, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением 7 эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально - эстетической культуры. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся: Минимальный уровень: определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой; представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагогического работника);выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре1 си1;различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша; передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);владение элементарными представлениями о нотной грамоте. Достаточный уровень: самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пианотихо);представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка);представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); пение хором с выполнением требований художественного исполнения; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно; различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи. Требования к результатам освоения АООП(БУД) Коммуникативные учебные действия. - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель − класс); -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; 8 - договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия. - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия. - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - устанавливать видо-родовые отношения предметов; - читать; -наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; - работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). 5. Система оценки достижения обучающимися, планируемых результатов освоения программы. Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи. По критерию прочности могут оцениваться как удовлетворительные: хорошие и очень хорошие (отличные). Оценка «5»: проявляет устойчивый интерес к предмету и активность в музыкально-исполнительской деятельности на основе достаточно развитого волевого напряжения; знает основные музыкальные инструменты, способен различать изученные жанры музыкальных произведений, воспроизводить музыкальные звуки и тексты песен, самостоятельно исполнять знакомые песни; отвечать на вопросы о прослушанных произведениях. Оценка «4»: в музыкальной деятельности активен, но при наличии внешнего пробуждения; осознает зависимость успехов от прилагаемых усилий; связь всех компонентов музыкальной деятельности устойчивая; сформированы музыкальные представления, понятия, чувства, но испытывает трудности в оперировании ими, знает основные музыкальные 9 инструменты, способен с помощью учителя, различать изученные жанры музыкальных произведений, принимает участие в хоровом пении; отвечать на вопросы о прослушанных произведениях с незначительной помощью. Оценка «3»: музыкальные предоставления, понятия и умения сформированы частично, оперирует ими неумело; реагирует на знакомые музыкальные произведения, узнает основные музыкальные инструменты, запоминает простейшие мелодии воспроизводит их с помощью учителя, способен сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности; недостаточно выражены волевые качества, понимая связь усилий и успехов, допускает халатность, леность. Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребёнка. 6. Содержание учебного предмета. Программа ориентирована на использование учебника для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы: «Музыка». Автор: И. В. Евтушенко. Данный учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ. В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений: 1.1. Восприятие музыки:Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни. Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни. Слушание музыки: а) овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; б) развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру; в) развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения; г) развитие умения определять разнообразные по форме и характеру 10 музыкальные произведения (марш, танец, песня, веселая, грустная, спокойная мелодия); д) развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; е) развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); ж) ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); з) знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка). 1.2. Хоровое пение: Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни.Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни. Навык пения: обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки; работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); пение коротких попевок на одном дыхании; формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения; развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии); активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных 11 песен в составе группы и индивидуально; развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения педагогического работника и инструмента ("а капелла"); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительноэмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения);развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогическим работником и без него, прислушиваться к пению других обучающихся; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко);укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 ля1, ре1 - си1, до1 - до2;получение эстетического наслаждения от собственного пения. 1.3. В содержание программного материала уроков по изучению элементов музыкальной грамоты входит: ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая forte, тихая - piano);развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор). 1.4. Игра на музыкальных инструментах детского оркестра: Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов-классиков и современных авторов.Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс. 7. Тематическое планирование. Программа по музыке не предполагает деление на разделы и представлена следующими темами: 1 класс 12 Название темы 1.Обучение певческой установке. Разучивание песни «Урожай собирай». Музыка А. Филиппенко 2.Работа над напевным звучанием. Разучивание песни «Урожай собирай» музыка А.Филиппенко. 3.Овладение певческим дыханием. Разучивание мелодии «Урожай собирай» А.Филиппенко. 4.Различный характер дыхания. Разучивание песни «Урожай собирай» музыка А.Филиппенко. 5.Певческий диапазон ( ре1 – си1). «Урожай собирай» музыка А.Филиппенко. 6.Изучение гласных букв. Правильное формирование гласных при пении. «Урожай собирай» музыка А.Филиппенко. 7.Активизация внимания и единой правильной интонации. Разучивание русской народной песни «Во поле берёза стояла» 8.Тембровая окраска голоса. Разучивание русской народной песни «Во поле берёза стояла». 9.Развитие слухового внимания. Разучивание русской народной песни «Во поле берёза стояла». 10.Дикционный аппарат «скороговорка». Разучивание русской народной песни «Во поле берёза стояла». 11.Певческий аппарат «распевка». Разучивание русской народной песни «Во поле берёза стояла». 12.Элементы двухголосья. Разучивание белорусской народной песни «Савка и Гришка». 13.Звуковедение. «Атака» звука. Разучивание белорусской народной песни «Савка и Гришка». 14.Пение легато и нон-легато. Певческие нюансы. Разучивание белорусской народной песни «Савка и Гришка». 15.Правила разучивание произведения. Разучивание белорусской народной песни «Савка и Гришка». 16.Обобщение материала первой четверти. Разучивание белорусской народной песни «Савка и Гришка». 17.Развитие ритма на специальных ритмических упражнениях. Разучивание украинской народной песни «Весёлые гуси». 18.Беседа. Фольклор как вид искусства. Разучивание украинской народной песни «Весёлые гуси». 19.Произведения детского фольклора. Разучивание украинской народной песни «Весёлые гуси». 20.Пение взрослых, переработанное для детей. Разучивание украинской народной песни «Весёлые гуси». 13 21.Произведения, созданные для детей. Разучивание украинской народной песни «Весёлые гуси». 22.Потешный фольклор. Разучивание: «Что за дерево такое?» музыка М. Старокадомского. 23.Работа над попевками. Разучивание: «Что за дерево такое?» музыка М. Старокадомского. 24.Знакомство с ролью закличек и поговорок. Разучивание: «Что за дерево такое?» музыка М. Старокадомского. 25.Умение брать дыхание перед началом музыкальной фразы. Разучивание: «Что за дерево такое?» музыка М. Старокадомского. 26.Отработка навыков экономного выдоха. Разучивание: «Что за дерево такое?» музыка М. Старокадомского. 27.Удерживание дыхания на более длительных фразах. Разучивание песни «Ёлочка». Музыка А. Филиппенко. 28.Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера. Разучивание песни «Ёлочка». Музыка А. Филиппенко. 29.Песни напевного характера. Разучивание песни «Ёлочка». Музыка А. Филиппенко. 30.Продолжение работы над пением в унисон. Разучивание песни «Ёлочка». Музыка А. Филиппенко. 31.Выразительно – эмоциональное исполнение выученных песен. Разучивание песни «Ёлочка». Музыка А. Филиппенко. 32.Обобщение материала второй четверти. Разучивание песни «Ёлочка». Музыка А. Филиппенко. 33.Разучивание наизусть произведений. Разучивание «К нам в гости пришла». Музыка А. Александрова. 34.Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера. Разучивание «К нам в гости пришла». Музыка А. Александрова. 35.Развитие умения слышать вступление. Разучивание «К нам в гости пришла». Музыка А. Александрова. 36.Развитие у детей умения правильного вступления. Разучивание «Частушки – топотушки». 37.Развитие понимания содержания песни. Разучивание «Частушки – топотушки». 38.Развитие понимания характера мелодии Разучивание «Частушки – топотушки». 39.Колыбельные песни и припевки. Разучивание «Ракеты». Музыка Ю. Чичкова. 40.Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера. Разучивание «Ракеты». Музыка Ю. Чичкова. 41.Мягкое, спокойное интонирование. Разучивание «Ракеты». Музыка Ю. Чичкова. 14 42.Музыкальные инструменты и их звучание. Разучивание: «Песня друзей». Музыка Г.Гладкова. 43.Получение эстетического наслаждения от собственного пения. Разучивание: «Песня друзей». Музыка Г.Гладкова. 44.Развитие способности самостоятельно узнавать песню по вступлению. Разучивание: «Песня друзей». Музыка Г.Гладкова. 45.Работа над дыханием и звуковедением. Разучивание: «Песня друзей». Музыка Г.Гладкова. 46.Традиционные музыкальные детские игры. Разучивание: «Песня друзей». Музыка Г.Гладкова. 47.Работа над певческой интонацией. Разучивание «Все мы делим пополам». Музыка В. Шаинского. 48.Работа над дикционным аппаратом. Разучивание «Все мы делим пополам». Музыка В. Шаинского. 49.Хороводные песни. Разучивание «Все мы делим пополам». Музыка В. Шаинского. 50.Знакомство с хороводным жанром. Разучивание «Все мы делим пополам». Музыка В. Шаинского. 51.Развитие умения петь ансамблем. Разучивание «По малину в сад пойдем». Музыка А. Филиппенко. 52.Применение артикуляции в произведении. Разучивание «Все мы делим пополам». Музыка В. Шаинского. 53.Развитие умения различать песню, танец, марш. Разучивание «Все мы делим пополам». Музыка В. Шаинского. 54.Передача ритмического рисунка. Разучивание «Все мы делим пополам». Музыка В. Шаинского. 55.Развитие умения правильно передавать мелодию. Разучивание «Все мы делим пополам». Музыка В. Шаинского. 56.Определение разнообразия мелодии. Разучивание «Трудимся с охотой». Музыка Е. Тиличеевой. 57.Пение с сопровождением музыки и акапелла. Разучивание «Трудимся с охотой». Музыка Е. Тиличеевой. 58.Обучение детей игре на ударных инструментах. Разучивание «Трудимся с охотой». Музыка Е. Тиличеевой. 59.Жанровые разновидности народных песен. Разучивание «Трудимся с охотой». Музыка Е. Тиличеевой. 60.Календарные песни. Разучивание «Трудимся с охотой». Музыка Е. Тиличеевой. 61.Былины, эпические песни. Разучивание «Песенка про кузнечика». Музыка В.Шаинского. 62.Семейно – бытовые песни. Разучивание «Песенка про кузнечика». Музыка В.Шаинского. 63.Основные обряды и обычаи. Разучивание «Песенка про кузнечика». 15 Музыка В.Шаинского. 64.Обыгрывание хороводных песен. Разучивание «Песенка про кузнечика». Музыка В.Шаинского. 65.Жанр «Частушка». Разучивание «Песенка про кузнечика». Музыка В.Шаинского. 66.Выразительное исполнение и закрепление выученных песен. Разучивание «Песенка про кузнечика». Музыка В.Шаинского. 2 класс Название темы 1.Закрепление певческих навыков и умений на основе материала, пройденного в первом классе. Разучивание русской народной песни «На горе- то калина». 2.Исполнение песенного материала в диапазоне До1 – До2. Разучивание русской народной песни «На горе то калина». 3.Работа над чистотой интонирования. Разучивание русской народной песни «На горе то калина». 4.Выравнивание звучания на всём диапазоне До1 – До2. Разучивание русской народной песни «Каравай». 5.Исполнение выученных песен в составе группы. Разучивание русской народной песни «Каравай». 6.Развитие умения правильно интонировать индивидуально. Разучивание: «Неприятность эту мы переживём». Музыка Б. Савельева. 7.Выдерживание ритмического рисунка. Разучивание: «Неприятность эту мы переживём». Музыка Б. Савельева. 8.Работа над ритмическим рисунком (акапелла). Разучивание: «Огородная-хороводная». Музыка Б. Божжевелова. 9.Совместное согласованное пение. Разучивание: «Огородная-хороводная». Музыка Б. Божжевелова. 10.Одновременное начало и окончание исполнения. Разучивание русской народной песни «Как на тоненький ледок». 11.Развитие артикуляционного аппарата. Разучивание русской народной песни «Как на тоненький ледок». 12.Развитие умения правильно формировать гласные. Разучивание: «Новогодняя». Музыка А.Филиппенко. 13.Отчётливое произношение гласных и согласных. Разучивание: «Новогодняя». Музыка А.Филиппенко. 14.Интонационное выделение гласных звуков. Разучивание: «Новогодняя». Музыка А.Филиппенко. 15.Смысловые отношения текста в песне. Разучивание: «Новогодняя хороводная». Музыка А.Филиппенко. 16 16.Развитие умения различать звуки по высоте. Разучивание: «Новогодняя хороводная». Музыка А.Филиппенко. 17.Длительности нотной грамоты. Разучивание: «Новогодняя хороводная». Музыка А.Филиппенко. 18.Формирование представлений о плавном ведении в музыкальных произведениях. Разучивание: «Песня о пограничнике». Музыка С.Богославского. 19.Отрывистое ведение мелодии. Разучивание: «Песня о пограничнике». Музыка С.Богославского. 20.Формирование представлений о понятии «ансамбль». Разучивание: «Песню девочкам поём». Музыка Р. Попатенко 21.Формирование представлений о понятии «оркестр». Разучивание: «Мамин праздник». Музыка Ю.Гурьева. 22.Знакомство с музыкальными инструментами. Разучивание: «Мамин праздник». Музыка Ю.Гурьева. 23.Диапазон музыкальных инструментов. Разучивание: «Улыбка». Музыка В. Шаинского. 24.Звучание музыкальных инструментов (орган, флейта, арфа). Разучивание: «Улыбка». Музыка В. Шаинского. 25.Игра на музыкальных инструментах. Разучивание русской народной песни «Бабушкин козлик». 26.Закрепление навыков певческой основы. Разучивание русской народной песни «Бабушкин козлик». 27.Игра на ударно-шумовых инструментах. Разучивание: «Если добрый ты». Музыка Б.Савельева. 28.Игра на металлофоне. Разучивание: «Если добрый ты». Музыка Б.Савельева. 29.Закрепление навыков игры на музыкальных инструментах. Разучивание: «Если добрый ты». Музыка Б.Савельева. 30.Исполнение песен без сопровождения. Разучивание: «Если добрый ты». Музыка Б.Савельева. 31.Различение мелодии в инструментальном произведении. Разучивание: «По крутому бережку» Музыка Б.Савельева. 32.Исполнение выученных песен ритмично. Разучивание: «По крутому бережку» Музыка Б.Савельева. 33.Изучение строя и ансамбля. Разучивание: «По крутому бережку» Музыка Б.Савельева. 34.Обобщение материала. Разучивание: «По крутому бережку» Музыка Б.Савельева. 17 3 класс Название темы 1.Закрепление певческих навыков и умений на основе материала, пройденного во втором классе. Разучивание: «Веселые путешественники». Музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова. 2.Развития навыка смены дыхания. Разучивание: «Веселые путешественники». Музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова. 3.Виды дыхания при исполнении спокойных и быстрых песен. Разучивание: «Песенка Крокодила Гены». Музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского. 4.Распределение дыхания в напевных песнях. Разучивание: «Песенка Крокодила Гены». Музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского. 5.Динамические оттенки. Разучивание: «Первоклашка». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. 6.Правильное формирование гласных при пении. Разучивание: «Первоклашка». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. 7.Работа над каждой фразой песни. Разучивание: «Дружба школьных лет». Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского. 8.Развитие умения контролировать качество пения. Разучивание: «Дружба школьных лет». Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского. 9.Развитие чувства музыкального ритма. Разучивание: «Снежная песенка». Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова. 10.Беззвучная артикуляция. Разучивание: «Снежная песенка». Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова. 11.Развитие и освоение музыкальных средств. Разучивание: «Почему медведь зимой спит?» Музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова. 12.Выразительность исполнения песен. Разучивание: «Почему медведь зимой спит?» Музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова. 13.Чистота интонирования. Разучивание: «Новогодний хоровод». Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко. 14.Устойчивость унисона. Разучивание: «Стой, кто идет?» Музыка В. Соловьева-Седого, слова С. Погореловского. 15.Строй ансамбля. Разучивание: «Стой, кто идет?» Музыка В. СоловьеваСедого, слова С. Погореловского. 16.Пение выученных песен выразительно. Разучивание: «Праздничный вальс». Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. 17.Развитие умения дифференцировать части произведения. Разучивание: «Праздничный вальс». Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. 18.Развитие умения различать мелодию. Разучивание: «Песня Чебурашки». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского. 19.Сопровождение в музыкальном произведении. Разучивание: «Песня 18 Чебурашки». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского. 20.Знакомство с музыкальными инструментами. Разучивание: «Бескозырка белая». Музыка В. Шаинского, слова З. Александровой. 21.Звучание музыкальных инструментов. Разучивание: «Бескозырка белая». Музыка В. Шаинского, слова З. Александровой. 22.Развитие навыков игры на ударно-шумовых инструментах. Разучивание: «Пойте вместе с нами». Музыка и слова А. Пряжникова. 23.Развитие навыков игры на металлофоне. Разучивание: «Пойте вместе с нами». Музыка и слова А. Пряжникова. 24.Обучение игре на балалайке. Разучивание: «Белые кораблики». Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина. 25.Обучение детей игре на ложках. Разучивание: «Белые кораблики». Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина. 26.Элементарные дирижерские жесты. Разучивание: «Белые кораблики». Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина. 27.О чем говорит музыка? Разучивание: «Чунга-Чанга». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. 28.Танец и его разновидности. Разучивание: «Голубой вагон». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского. 29.Качество и красота звучания. Разучивание: «Голубой вагон». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского. 30.Что выражает музыка? Разучивание: «Голубой вагон». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского. 31.Запев, припев песни, вступление. Разучивание: «Кашалотик». Музыка Р. Паулса, слова И. Резника. 32.Встреча с песенно-танцевальной музыкой. Разучивание: «Кашалотик». Музыка Р. Паулса, слова И. Резника. 33.Песенно-маршевая музыка. Разучивание: «Кашалотик». Музыка Р. Паулса, слова И. Резника. 34.Повторение изученных песен и певческой теории. Разучивание: «Кашалотик». Музыка Р. Паулса, слова И. Резника. 4 класс Название темы 1.Закрепление певческих навыков, полученных в предыдущем классе. Разучивание: «Без труда не проживёшь» музыка В. Агафонникова. 2.Развитие умения петь без сопровождения. Разучивание: «Без труда не проживёшь» музыка В. Агафонникова. 3.Работа над кантиленой. Разучивание: «Золотистая пшеница» музыка Т. Попатенко. 4.Дифференцирование звуков по высоте. Разучивание: «Золотистая пшеница» музыка Т. Попатенко. 5.Направление движения мелодии. Разучивание: «Осень» музыка Ц. Кюи. 6.Восходящее и нисходящее направление мелодии. Разучивание: «Осень» 19 музыка Ц. Кюи. 7.Высота мелодии. Разучивание: «Настоящий друг» музыка Б. Савельева. 8.Развитие умения показывать рукой ход мелодии. Разучивание: «Настоящий друг» музыка Б. Савельева. 9.Развитие умения определять сильную долю на слух. Разучивание: «Чему учат в школе?» музыка В. Шаинского. 10.Понятие «синкопа». Разучивание: «Чему учат в школе?» музыка В. Шаинского. 11.Умение работать в быстром темпе. Разучивание: «Наш край» музыка Д. Кабалевского. 12.Понятия «форте» и «пиано». Разучивание: «Наш край» музыка Д. Кабалевского. 13.Сказочные сюжеты в музыке. Разучивание: «Колыбельная Медведицы» музыка Е. Крылатова. 14.Музыкальные средства. Разучивание: «Колыбельная Медведицы» музыка Е. Крылатова. 15.Идейно-художественное содержание музыки. Разучивание: «Снежный человек» музыка Ю. Моисеева. 16.Развитие умения различать марш. Разучивание: «Снежный человек» музыка Ю. Моисеева. 17.Виды танцев. Разучивание: «Будьте добры» музыка А. Флярковского. 18.Многофункциональная музыка. Разучивание: «Будьте добры» музыка А. Флярковского. 19.Оркестр народных инструментов. Разучивание: «Розовый слон» музыка С. Пожлакова. 20.Народные музыкальные инструменты. Разучивание: «Розовый слон» музыка С. Пожлакова. 21.Игра на музыкальных инструментах. Разучивание: «Волшебный цветок» музыка Ю. Чичкова. 22.Обучение игре на фортепиано. Разучивание: «Волшебный цветок» музыка Ю. Чичкова. 23.Учись слушать музыку. Разучивание: «Маленький барабанщик» музыка А. Давиденко. 24.Пение звукоряда. Разучивание: «Маленький барабанщик» музыка А. Давиденко. 25.Узнай по ритму. Разучивание: «Не плачь, девчонка!» музыка В. Шаинского. 26.Музыкальные регистры. Разучивание: «Не плачь, девчонка!» музыка В. Шаинского. 27.Певческие регистры. Разучивание: «Пусть всегда будет солнце!» музыка А. Островского. 28.Ритм, строй, ансамбль. Разучивание: «Пусть всегда будет солнце!» музыка 20 А. Островского. 29.Элементарное понятие о нотной грамоте. Разучивание «Солнечная капель». Музыка С. Соснина. 30.Биография и творчество П. И.Чайковского. Разучивание: русской народной песни «Ах, вы, сени, мои сени». 31.Характер песни. Разучивание: «Маленький ковбой» музыка В. Малого. 32.Окраска произведения. Разучивание «Песня о волшебниках» музыка Г. Гладкова. 33.Знаки «диез» и «бемоль». Их значение. Разучивание русской народной песни «Во кузнице» и песни «Мир похож на цветной луг» музыка В. Шаинского. 34.Обобщение материала. Разучивание: «Родная песенка» музыка Ю. Чичкова. Согласовано: Протокол заседания ШМО МАОУ СОШ № 1 им. Н.И.Кондратенко от «___»августа 2023 г.№1 ____________(___________) Согласовано: зам. директора по УВР МАОУ СОШ № 1 им. Н.И.Кондратенко _________(Е.К.Глебова) Подпись ФИО «____» августа 2023 г. Подпись руководителя ФИО 21 22