1 1. Пояснительная записка. Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) разработана и утверждена на педсовете МАОУ СОШ№1 им.Н.И.Кондратенко ст-цы Кущёвской в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе документов: - Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников"; -Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программамобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (вариант 1); утверждённой педагогическим советом от 30.08.2023г. протокол №1 - учебного плана образовательного учреждения; с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. 2 Целью учебного предмета "Речевая практика" является развитие речевой коммуникации обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) для осуществления общения с окружающими людьми. Задачи учебного предмета "Речевая практика": -способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся; -корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний обучающихся; -формировать выразительную сторону речи; -учить строить устные связные высказывания; -воспитывать культуру речевого общения. Контроль достижения обучающимися уровня усвоения программного материала осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, инсценировки, театральные инсценировки. 2. Общая характеристика учебного предмета. Для решения поставленных задач и для организации обучения общению обучающихся с интеллектуальными нарушениями в программе определены темы, на материале которых формируются коммуникативные умения школьников. Содержание программы включает четыре раздела: 1. Аудирование и понимание речи. 2. Дикция и выразительность речи. 3. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания (базовые формулы речевого общения; примерные темы речевых ситуаций, алгоритм работы над речевой ситуацией). 4. Культура общения. Включение в программу данных разделов обеспечивает целенаправленную работу по развитию у школьников умений правильно воспринимать речь на слух, точно её интонировать, владеть этикетными средствами общения. Как правило, все названные умения формируются в речевых ситуациях. Вместе с тем специальная работа по отработке каждого из них должна вестись и на самостоятельных этапах урока. Такая подготовительная работа создаёт условия для более свободного пользования отработанными ранее умениями в пределах организуемой речевой ситуации, а далее и в реальных сферах общения. Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения. Урок речевой практики строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других разделов и реализуются в пределах данного урока. Раздел «Аудирование и понимание речи». Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к 3 ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету. В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также упражнения на слушание и понимание речи, прослушиваемой в аудиозаписи. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогут детям лучше понимать речь дикторов по радио, запись информации на автоответчике в справочной службе и др. Материал, включённый в раздел «Аудирование и понимание речи», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов, например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка — миска), выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи, телепередачах и т. д. Раздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре. В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности — силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации. Раздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания» определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения. Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений обучающихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются 4 варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование обучающимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т. д. В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета. Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введён раздел «Культура общения». Его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи обучающихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику. 3.Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане школы. Согласно федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённой приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1026, учебные предметы «Русский язык», «Чтение», «Речевая практика» входят в предметную область «Язык и речевая практика» и реализуются в 1-4 классах. Обучение речевой практике в ГКОУ КК школе-интернате ст-цы Шкуринской осуществляется в 1-4 классах в течение всего учебного года. На учебный предмет «Речевая практика» в 1 классе отводится 2 часа в неделю. Всего – 66 часов в год (33 учебных недели). Продолжительность урока: I полугодие – 35 минут, II полугодие – 40 минут. Во 2-4 классах на изучение предмета отводится 2 часа в неделю. Всего – 68 часов в год (34 учебных недели). Продолжительность уроков: 40 минут. 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Речевая практика». Требования к результатам освоения АООП (БУД). Планируемые результаты изучения учебного предмета «Речевая практика». Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов, а именно: 5 - положительное отношение к школе, к урокам речевой практики; - проявление интереса к языковой и речевой деятельности; - расширение представлений о многообразии окружающего мира; - доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.; - первоначальные навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке; - умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя; - совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников; - слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу; - ориентироваться в учебнике (на форзацах, на страницах учебной книги, в условных обозначениях); - с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в учебнике, учебных пособиях, учебных материалах; - под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема); - осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - слушать собеседника и понимать речь других; - оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений); - принимать участие в диалоге; - принимать участие в работе парами и группами; - оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием учебного предмета и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. 1 класс Минимальный уровень: − выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя; − называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками; − употреблять вежливые слова при обращении к другим людям; − правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании; 6 − знать свое имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по классу; − слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием. Достаточный уровень: − выполнять задания по словесной инструкции; − называть предметы и действия, соотносить их с соответствующимикартинками; − слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой наиллюстративный материал; − внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова; − соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании; − объяснять, как можно доехать или дойти до школы; − сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома; − составлять небольшие рассказы. 2 класс Минимальный уровень − формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слови выражений; − участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; − воспринимать на слух сказки и рассказы; отвечать на вопросы учителяпо их содержанию с опорой на иллюстративный материал; − выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения сопорой на образец чтения учителя; − участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; − отвечать на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/илипросмотренных радио- и телепередач. Достаточный уровень: − понимать содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; отвечать на вопросы; − понимать содержания детских радио - и телепередач, отвечать навопросы учителя; − выбирать правильные средства интонации с опорой на образец речиучителя и анализ речевой ситуации; − активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; − высказывать свои просьбы и желания; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения; − участвовать в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций; − составлять рассказы с опорой на картинный или картинно7 символический план. 3 класс Минимальный уровень: − выполнять задания по словесной инструкции учителя, обучающихся; − выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми; − знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехатьили дойти до школы (по вопросам учителя); − участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; − слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; − выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения пообразцу учителя; − участвовать в беседе; − слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план. Достаточный уровень: − понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем илиартистами в аудиозаписи; − выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа; − участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; − правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения; − сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников; − принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций; − уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинносимволический план; − слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание. 4 класс Минимальный уровень: -формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; -участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; 8 -восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы педагогического работника по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; -выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения педагогического работника; -участие в беседах на темы, близкие личному опыту обучающегося; -ответы на вопросы педагогического работника по содержанию прослушанных и (или) просмотренных радио- и телепередач. Достаточный уровень: -понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений, ответы на вопросы; -понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы педагогического работника; -выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи педагогического работника и анализ речевой ситуации; -активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; -высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения), используя соответствующие этикетные слова и выражения; -участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций; -составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. Требования к результатам освоения АООП (БУД). Личностные учебные действия: - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; - понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; - готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); 9 -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия: - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия: - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - устанавливать видо-родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; - читать, писать; -наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; - работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). 5. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы по учебному предмету «Речевая практика». Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 10 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Оценка предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2-4-х классов осуществляется по трехбалльной системе: «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно. Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний на практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала. Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя. Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием смысла учебного материала. Оценка «2» - не ставится Содержание учебного предмета «Речевая практика». Рабочая программа ориентирована на учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы: «Речевая практика», автор С. В. Комарова Содержание учебного предмета для 1-4-х классов включает следующий учебный материал: Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций педагогического работника, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, 6. 11 записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагогического работника и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио. Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. Организация речевого общения. Базовые формулы речевого общения: обращение, привлечение внимания. "Ты" и "Вы", обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, девушка, мужчина). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения ("Скажите, пожалуйста..."). Обращение в письме, в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы: "Давай познакомимся", "Меня зовут...", "Меня зовут..., а тебя?". Формулы: "Это...", "Познакомься, пожалуйста, это...". Ответные реплики на приглашение познакомиться: "Очень приятно!", "Рад познакомиться!". Приветствие и прощание: употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы: "Здравствуй", "Здравствуйте", "До свидания". Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы: "Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер", "Спокойной ночи". Неофициальные разговорные формулы: "Привет", "Салют", "Счастливо", "Пока". Грубые (фамильярные) формулы: "Здорово", 12 "Бывай", "Чао" (в зависимости от условий образовательной организации). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: "Как дела?", "Как живешь?", "До завтра", "Всего хорошего". Просьбы при прощании: "Приходи(те) еще", "Заходи(те)", "Звони(те)". Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы: "Поздравляю с...", "Поздравляю с праздником..." и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы: "Желаю тебе...", "Желаю Вам...", "Я хочу пожелать...". Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: "Это Вам (тебе)", "Я хочу подарить тебе...". Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы: "Мне очень нравится твой...", "Как хорошо ты...", "Как красиво!". Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону: "Позовите, пожалуйста...", "Попросите, пожалуйста...", "Можно попросить (позвать)...". Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: "Алло", "Да", "Я слушаю". Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы: "Пожалуйста,...", "Можно..., пожалуйста!", "Разрешите...", "Можно мне...", "Можно я...". Мотивировка отказа. Формула: "Извините, но...". Благодарность. Формулы: "Спасибо", "Большое спасибо", "Пожалуйста". Благодарность за поздравления и подарки как ответная реакция на выполнение просьбы: "Спасибо... имя". Мотивировка благодарности. Формулы: "Очень приятно", "Я очень рада" как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание: "Спасибо за поздравление", "Я тоже поздравляю тебя (Вас)", "Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю". Замечание, извинение. Формулы: "Извините, пожалуйста" с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка 13 извинения: "Я нечаянно", "Я не хотел". Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент: одобрение как реакция на поздравления, подарки: "Молодец!", "Умница!", "Как красиво!". Примерные темы речевых ситуаций: "Я - дома" (общение с близкими людьми, прием гостей); "Я и мои товарищи" (игры и общение со сверстниками, общение в образовательной организации, в секции, в творческой студии); "Я за порогом дома" (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в том числе в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе); "Я в мире природы" (общение с животными, поведение в парке, в лесу). Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы "Я за порогом дома" для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации "Давайте познакомимся!", "Знакомство во дворе", "Знакомство в гостях". Алгоритм работы над темой речевой ситуации: 1) Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. 2) Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. 3) Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам. 4) Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. 5) Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности. 6) Моделирование речевой ситуации. Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации. В каждом классе предмет «Речевая практика» включает в себя несколько разделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них. 7. Тематическое планирование. Распределение программного материала по темам речевых ситуаций 1 класс: № Темы речевых ситуаций. Кол-во часов п/п 14 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Давайте знакомиться. Знакомство во дворе. Дорога домой. Теремок. Знакомство в гостях. «Репка». Покупка школьных принадлежностей. В магазине игрушек. Готовимся к празднику. Новогодние чудеса. Зимняя прогулка. «Надо, надо умываться…». Помощники. «Петушок и бобовое зёрнышко». День защитника Отечества. Весенние праздники. «Заячья избушка». «Спокойной ночи!» День Победы. «Доброе утро!» Итого: 2 класс: № Темы речевых ситуаций п/п 1. Добро пожаловать. 2. История о лете. 3. «Три поросёнка». 4. Расскажи мне о школе. 5. Вспоминаем любимые сказки. 6. Алло! Алло! 7. С днем рождения. 8. Новогодняя сказка. 9. Новогодний карнавал. 10. Дежурство. 11. У меня есть щенок. 12. Пошли в столовую. 13. Я поздравляю тебя. 14. «Красная шапочка». 15. Я записался в кружок. 16. Вспоминаем любимые сказки. 4 4 3 3 4 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4 3 3 4 4 3 66ч Кол-во часов 4 4 3 4 4 4 4 3 3 4 4 4 4 3 4 4 15 17. Поклонимся памяти Героев. 18. Скоро лето. Итого: 4 4 68ч 3 класс: № Темы речевых ситуаций п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Кол-во часов Снова в школу. Мы собрались поиграть. В библиотеке. Сказки про Машу. Отправляюсь в магазин. Телефонный разговор. Я - зритель Какая сегодня погода. Снегурочка. Весёлый праздник. Учимся понимать животных. Узнай меня. Впереди лето. Итого: 8 4 5 4 3 4 5 6 6 6 7 4 6 68 ч. 4 класс: № Темы речевых ситуаций п/п 1. Делимся новостями. 2. Я выбираю книгу. 3. Подскажите, пожалуйста… 4. Я – пассажир. 5. Петушок – золотой гребешок. 6. Сочиняем сказку. 7. У телевизора. 8. Лисичка – сестричка. 9. Новогодние истории. 10. Знаки – помощники. 11. В гостях у леса. 12. Задушевный разговор. 13. Приглашение. 14. Поздравляю! Кол-во часов 4 4 4 3 3 4 4 4 2 4 4 4 4 4 16 15. Жду письма! 16. Извините, меня… 17. Поздравительная открытка. 18. Во саду ли в огороде. Итого: 4 4 4 4 68ч. 17