речевая-практика 1-4

1

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» для
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) разработана и утверждена на педсовете МАОУ
СОШ№1 им.Н.И.Кондратенко ст-цы Кущёвской в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) на основе документов:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
21.09.2022г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников";
-Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программамобразовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 1-4 классы (вариант 1); утверждённой педагогическим
советом от 30.08.2023г. протокол №1
- учебного плана образовательного учреждения;
с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также
образовательных потребностей и запросов участников образовательного
процесса.
2

Целью учебного предмета "Речевая практика" является развитие
речевой коммуникации обучающихся с интеллектуальными нарушениями
(умственной отсталостью) для осуществления общения с окружающими
людьми.
Задачи учебного предмета "Речевая практика":
-способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
-корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний
обучающихся;
-формировать выразительную сторону речи;
-учить строить устные связные высказывания;
-воспитывать культуру речевого общения.
Контроль достижения обучающимися уровня усвоения программного
материала осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля
в следующих формах: устный опрос, инсценировки, театральные
инсценировки.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Для решения поставленных задач и для организации обучения
общению обучающихся с интеллектуальными нарушениями в программе
определены темы, на материале которых формируются коммуникативные
умения школьников.
Содержание программы включает четыре раздела:
1.
Аудирование и понимание речи.
2.
Дикция и выразительность речи.
3.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания (базовые
формулы речевого общения; примерные темы речевых ситуаций, алгоритм
работы над речевой ситуацией).
4.
Культура общения.
Включение
в
программу
данных
разделов
обеспечивает
целенаправленную работу по развитию у школьников умений правильно
воспринимать речь на слух, точно её интонировать, владеть этикетными
средствами общения. Как правило, все названные умения формируются в
речевых ситуациях. Вместе с тем специальная работа по отработке каждого
из них должна вестись и на самостоятельных этапах урока. Такая
подготовительная работа создаёт условия для более свободного пользования
отработанными ранее умениями в пределах организуемой речевой ситуации,
а далее и в реальных сферах общения.
Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной
системы обучения.
Урок речевой практики строится на основе темы, выбранной для
создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы
из других разделов и реализуются в пределах данного урока.
Раздел «Аудирование и понимание речи». Его содержание нацелено
на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к
3

ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень
сформированности
которого
определяет
эффективность
усвоения
информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения
важно для формирования у школьников выразительности речи,
внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания
информации по любому учебному предмету.
В содержание работы по развитию навыков аудирования включены
также упражнения на слушание и понимание речи, прослушиваемой в
аудиозаписи. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся
вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент
(исключая мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогут
детям лучше понимать речь дикторов по радио, запись информации на
автоответчике в справочной службе и др.
Материал, включённый в раздел «Аудирование и понимание речи»,
реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных
тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов,
например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка —
миска), выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий
по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого
учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи,
телепередачах и т. д.
Раздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на
отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной
выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется
темой урока и задачами данного этапа в его структуре.
В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги,
слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом
различении интонационных средств выразительности — силы голоса, темпа,
тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения,
так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью,
играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к
процессу коммуникации.
Раздел «Подготовка речевой ситуации и организация
высказывания» определяется как ведущий в развитии собственно устной
разговорной речи. В содержание раздела входит перечень лексических тем и
речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и
бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими.
Обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные
ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.
Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство
речевых умений обучающихся определяют необходимость тщательной и
организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В
процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются
4

варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как
части целого связного высказывания. Продуцирование обучающимися
связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового
рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению
текста, картинного плана к отдельным микротемам и т. д.
В речевом общении формируются и проявляются личностные
качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации,
уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования
речевого этикета.
Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в
программу введён раздел «Культура общения». Его содержание
предполагает организацию специальной работы по обогащению речи
обучающихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми
средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы,
приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к
собеседнику.
3.Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане
школы.
Согласно
федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённой приказом
Министерства Просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1026,
учебные предметы «Русский язык», «Чтение», «Речевая практика» входят в
предметную область «Язык и речевая практика» и реализуются в 1-4 классах.
Обучение речевой практике в ГКОУ КК школе-интернате ст-цы
Шкуринской осуществляется в 1-4 классах в течение всего учебного года.
На учебный предмет «Речевая практика» в 1 классе отводится 2 часа в
неделю. Всего – 66 часов в год (33 учебных недели). Продолжительность
урока: I полугодие – 35 минут, II полугодие – 40 минут.
Во 2-4 классах на изучение предмета отводится 2 часа в неделю. Всего
– 68 часов в год (34 учебных недели). Продолжительность уроков: 40 минут.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Речевая практика». Требования к результатам освоения АООП (БУД).
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Речевая
практика».
Личностные результаты включают овладение обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и
развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка
личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов, а именно:
5

- положительное отношение к школе, к урокам речевой практики;
- проявление интереса к языковой и речевой деятельности;
- расширение представлений о многообразии окружающего мира;
- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие,
сопереживание, отзывчивость и др.;
- первоначальные навыки сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на
уроке;
- умение проговаривать вслух последовательность производимых
действий, опираясь на вопросы учителя;
- совместно с учителем оценивать результаты своих действий и
действий одноклассников;
- слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную
задачу;
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, на страницах учебной
книги, в условных обозначениях);
- с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в
учебнике, учебных пособиях, учебных материалах;
- под руководством учителя работать с информацией, представленной
в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации
в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в
устной форме;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения
(нескольких предложений);
- принимать участие в диалоге;
- принимать участие в работе парами и группами;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием учебного предмета и характеризуют достижения обучающихся
в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
1 класс
Минимальный уровень:
− выполнять элементарные задания по словесной инструкции
учителя;
− называть предметы и соотносить
их с соответствующими
картинками;
− употреблять вежливые слова при обращении к другим людям;
− правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
6

− знать свое имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя,
имена ближайших родственников и товарищей по классу;
− слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их
содержанием.
Достаточный уровень:
− выполнять задания по словесной инструкции;
−
называть
предметы
и
действия,
соотносить
их
с
соответствующимикартинками;
− слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой
наиллюстративный материал;
− внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
− соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
− объяснять, как можно доехать или дойти до школы;
− сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей,
воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома;
− составлять небольшие рассказы.
2 класс
Минимальный уровень
− формулировать просьбы и желания с использованием этикетных
слови выражений;
− участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми
возможностями;
− воспринимать на слух сказки и рассказы; отвечать на вопросы
учителяпо их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
− выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения
сопорой на образец чтения учителя;
− участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
− отвечать на вопросы учителя по содержанию прослушанных
и/илипросмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
− понимать содержания небольших по объему сказок, рассказов и
стихотворений; отвечать на вопросы;
− понимать содержания детских радио - и телепередач, отвечать
навопросы учителя;
− выбирать правильные средства интонации с опорой на образец
речиучителя и анализ речевой ситуации;
− активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
− высказывать свои просьбы и желания; выполнение речевых
действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя
соответствующие этикетные слова и выражения;
− участвовать в коллективном составлении рассказа или сказки по
темам речевых ситуаций;
− составлять рассказы с опорой на картинный или картинно7

символический план.
3 класс
Минимальный уровень:
− выполнять задания по словесной инструкции
учителя,
обучающихся;
− выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно
пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и
взрослыми;
− знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно
доехатьили дойти до школы (по вопросам учителя);
− участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми
возможностями;
− слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал;
− выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения
пообразцу учителя;
− участвовать в беседе;
− слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на
картинно-символический план.
Достаточный уровень:
− понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем
илиартистами в аудиозаписи;
− выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения
после анализа;
− участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
− правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова,
уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя
соответствующие выражения;
− сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии
своих родственников;
− принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам
речевых ситуаций;
− уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинносимволический план;
− слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
4 класс
Минимальный уровень:
-формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и
выражений;
-участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

8

-восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы
педагогического работника по их содержанию с опорой на иллюстративный
материал;
-выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений
с опорой на образец чтения педагогического работника;
-участие в беседах на темы, близкие личному опыту обучающегося;
-ответы на вопросы педагогического работника по содержанию
прослушанных и (или) просмотренных радио- и
телепередач.
Достаточный уровень:
-понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и
стихотворений, ответы на вопросы;
-понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на
вопросы педагогического работника;
-выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи
педагогического работника и анализ речевой ситуации;
-активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
-высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых
действий (приветствия, прощания, извинения), используя соответствующие
этикетные слова и выражения;
-участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам
речевых
ситуаций;
-составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический
план.
Требования к результатам освоения АООП (БУД).
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности,
готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик,
ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
9

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных
видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать
руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать
свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные
свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать, писать;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и
электронных и других носителях).
5. Система оценки достижения обучающимися планируемых
результатов освоения программы по учебному предмету «Речевая
практика».
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
10




2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.

Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе
не проводится.
Оценка предметных результатов, обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
2-4-х
классов
осуществляется по трехбалльной системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание
пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может
сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры
полученных знаний на практике, в жизни. Допускает незначительные
неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые
исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен
в изложении учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в
формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с
помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных
положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с
помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и
понимание основных положений данной темы, но излагает материал
недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями.
Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила
примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной
помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием смысла
учебного материала.
Оценка «2» - не ставится
Содержание учебного предмета «Речевая практика».
Рабочая
программа
ориентирована
на
учебник
для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы: «Речевая практика», автор С. В. Комарова
Содержание учебного предмета для 1-4-х классов включает
следующий учебный материал:
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных
устных инструкций педагогического работника, словесный отчет о
выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций,
6.

11

записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций,
предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей
слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных
слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении
педагогического работника и с аудионосителей. Ответы на вопросы по
прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной
моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое
использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях.
Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение.
Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма,
открытки). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения.
Базовые формулы речевого общения: обращение, привлечение
внимания. "Ты" и "Вы", обращение по имени и отчеству, по фамилии,
обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,
нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и
негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в
семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные
обращения (к продавцу, к сотруднику полиции). Специфика половозрастных
обращений (дедушка, бабушка, девушка, мужчина). Вступление в речевой
контакт с незнакомым человеком без обращения ("Скажите, пожалуйста...").
Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы: "Давай
познакомимся", "Меня зовут...", "Меня зовут..., а тебя?". Формулы: "Это...",
"Познакомься, пожалуйста, это...". Ответные реплики на приглашение
познакомиться: "Очень приятно!", "Рад познакомиться!".
Приветствие и прощание: употребление различных формул
приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или
сверстник). Формулы: "Здравствуй", "Здравствуйте", "До свидания".
Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты
приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг
или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы: "Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер",
"Спокойной ночи". Неофициальные разговорные формулы: "Привет",
"Салют", "Счастливо", "Пока". Грубые (фамильярные) формулы: "Здорово",
12

"Бывай", "Чао" (в зависимости от условий образовательной организации).
Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных
невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: "Как
дела?", "Как живешь?", "До завтра", "Всего хорошего". Просьбы при
прощании: "Приходи(те) еще", "Заходи(те)", "Звони(те)".
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения
в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы: "Поздравляю с...", "Поздравляю
с праздником..." и их развертывание с помощью обращения по имени и
отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы: "Желаю
тебе...", "Желаю Вам...", "Я хочу пожелать...". Неречевые средства: улыбка,
взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: "Это Вам (тебе)", "Я
хочу подарить тебе...". Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления
и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы: "Мне очень нравится твой...",
"Как хорошо ты...", "Как красиво!".
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в
телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки,
обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к
телефону: "Позовите, пожалуйста...", "Попросите, пожалуйста...", "Можно
попросить (позвать)...". Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата: "Алло", "Да", "Я слушаю".
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на
уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.
Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы:
"Пожалуйста,...", "Можно..., пожалуйста!", "Разрешите...", "Можно мне...",
"Можно я...".
Мотивировка отказа. Формула: "Извините, но...".
Благодарность.
Формулы:
"Спасибо",
"Большое
спасибо",
"Пожалуйста". Благодарность за поздравления и подарки как ответная
реакция на выполнение просьбы: "Спасибо... имя". Мотивировка
благодарности. Формулы: "Очень приятно", "Я очень рада" как мотивировка
благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание: "Спасибо за
поздравление", "Я тоже поздравляю тебя (Вас)", "Спасибо, и тебя (Вас)
поздравляю".
Замечание, извинение. Формулы: "Извините, пожалуйста" с
обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка
13

извинения: "Я нечаянно", "Я не хотел". Использование форм обращения при
извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и
мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику,
взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент: одобрение как реакция на поздравления,
подарки: "Молодец!", "Умница!", "Как красиво!".
Примерные темы речевых ситуаций:
"Я - дома" (общение с близкими людьми, прием гостей);
"Я и мои товарищи" (игры и общение со сверстниками, общение в
образовательной организации, в секции, в творческой студии);
"Я за порогом дома" (покупка, поездка в транспорте, обращение за
помощью (в том числе в экстренной ситуации), поведение в общественных
местах (кино, кафе);
"Я в мире природы" (общение с животными, поведение в парке, в
лесу).
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития
коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации
их жизни. Например, в рамках лексической темы "Я за порогом дома" для
отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы
речевые ситуации "Давайте познакомимся!", "Знакомство во дворе",
"Знакомство в гостях".
Алгоритм работы над темой речевой ситуации:
1) Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
2) Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме
ситуации.
3) Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на
вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
4) Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
5) Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации.
Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
6) Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного
монологического) по теме ситуации.
В каждом классе предмет «Речевая практика» включает в себя
несколько разделов с постепенным расширением и усложнением
программного материала по каждому из них.
7. Тематическое планирование.
Распределение программного материала по темам речевых
ситуаций
1 класс:
№ Темы речевых ситуаций.
Кол-во часов
п/п
14

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Давайте знакомиться.
Знакомство во дворе.
Дорога домой.
Теремок.
Знакомство в гостях.
«Репка».
Покупка школьных принадлежностей.
В магазине игрушек.
Готовимся к празднику.
Новогодние чудеса.
Зимняя прогулка.
«Надо, надо умываться…».
Помощники.
«Петушок и бобовое зёрнышко».
День защитника Отечества.
Весенние праздники.
«Заячья избушка».
«Спокойной ночи!»
День Победы.
«Доброе утро!»
Итого:

2 класс:
№
Темы речевых ситуаций
п/п
1.
Добро пожаловать.
2.
История о лете.
3.
«Три поросёнка».
4.
Расскажи мне о школе.
5.
Вспоминаем любимые сказки.
6.
Алло! Алло!
7.
С днем рождения.
8.
Новогодняя сказка.
9.
Новогодний карнавал.
10. Дежурство.
11. У меня есть щенок.
12. Пошли в столовую.
13. Я поздравляю тебя.
14. «Красная шапочка».
15. Я записался в кружок.
16. Вспоминаем любимые сказки.

4
4
3
3
4
3
3
3
3
3
3
3
3
3
4
3
3
4
4
3
66ч
Кол-во часов
4
4
3
4
4
4
4
3
3
4
4
4
4
3
4
4

15

17. Поклонимся памяти Героев.
18. Скоро лето.
Итого:

4
4
68ч

3 класс:
№
Темы речевых ситуаций
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Кол-во
часов

Снова в школу.
Мы собрались поиграть.
В библиотеке.
Сказки про Машу.
Отправляюсь в магазин.
Телефонный разговор.
Я - зритель
Какая сегодня погода.
Снегурочка.
Весёлый праздник.
Учимся понимать животных.
Узнай меня.
Впереди лето.
Итого:

8
4
5
4
3
4
5
6
6
6
7
4
6
68 ч.

4 класс:
№
Темы речевых ситуаций
п/п
1.
Делимся новостями.
2.
Я выбираю книгу.
3.
Подскажите, пожалуйста…
4.
Я – пассажир.
5.
Петушок – золотой гребешок.
6.
Сочиняем сказку.
7.
У телевизора.
8.
Лисичка – сестричка.
9.
Новогодние истории.
10.
Знаки – помощники.
11.
В гостях у леса.
12.
Задушевный разговор.
13.
Приглашение.
14.
Поздравляю!

Кол-во часов
4
4
4
3
3
4
4
4
2
4
4
4
4
4
16

15.
Жду письма!
16.
Извините, меня…
17.
Поздравительная открытка.
18.
Во саду ли в огороде.
Итого:

4
4
4
4
68ч.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».