2 1. Пояснительная записка. Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) разработана и утверждена на педсовете им.Н.И.Кондратенко ст-цы Кущёвской в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе документов: - Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников"; -Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программамобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (вариант 1); утверждённой педагогическим советом от 30.08.2023г. протокол №1; - учебного плана образовательного учреждения; с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. 3 Основной целью обучения предмета является всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Основные задачи изучения предмета: -воспитание интереса к изобразительному искусству; -раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека; -воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса; -формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах; -расширение художественно-эстетического кругозора; -развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них; -формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка; -обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках; -обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке); -обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента, применяемых в разных видах изобразительной деятельности; -формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению; -развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции; -воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности ("коллективное рисование", "коллективная аппликация"). Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем: -коррекции познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте 4 существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; -развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия; -коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации; -развитии зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения. На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. Совершенствование изобразительной деятельности возможно в процессе практического усвоения детьми определенных знаний по композиции, рисунку, знакомства со свойствами цвета. Поэтому очевидна коррекционная направленность уроков изобразительного искусства для умственно отсталых детей, имеющих недоразвитие познавательной деятельности, зрительно-двигательной координации и произвольной ручной моторики, а также особенностями развития эмоционально-волевой сферы. 2. Общая характеристика учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)». Изобразительное искусство как учебный предмет имеет большое значение в развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обучающиеся не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. На уроках они знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства, с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников. В подготовительном периоде обучения выделяются специальные разделы пропедевтической и коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук, формирование познавательной деятельности, навыков работы с художественными материалами. Работа с натурой в лепке, при составлении аппликации, в рисовании является ведущей. Обучающиеся учатся приемам обследования изображаемых предметов. Рисованию с натуры предшествуют наблюдения изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета обучающиеся передают его изображение в рисунке так, как видят его со своего места. При обучении рисованию с натуры используется метод сравнения. Работа над аппликацией предлагается в разных вариантах: 5 а) составление “подвижной аппликации” - целого изображения из частей (например, человечка, лошадки из частей, составляющих их тело) или композиции из готовых изображений или силуэтов (например, дом, около дома - дерево, за домом - забор, перед забором - машина). В “подвижной аппликации" части целого объекта или композиции не приклеиваются на изобразительную плоскость (лист бумаги). Предоставляется возможность передвигать их, показывая: движение объекта; рациональное размещение, планирование при составлении композиции (например, передвигать ноги у человечка, показывая, что он то стоит, то идет; показывать правильное и ошибочное расположение силуэта объекта (или объектов) относительно изобразительной плоскости: в центре листа, сбоку, слишком высоко или низко; б) составление и фиксирование частей аппликации с помощью клея при создании целого изображения или композиции (элементы аппликации готовятся или учителем, или обучающимся). Наряду с формированием практических умений у обучающихся развивается цветовоcприятие, умение устанавливать связи между свойствами предметов и cенсорными эталонами. На уроках используются игровые формы, проблемные ситуации. В композиционной деятельности ведется работа над развитием умений устанавливать пространственные и смысловые связи. С этой целью используются методики работы с “подвижной аппликацией”, с правильными и ошибочными изображениями, а также шаблоны, зрительные опоры в виде точек, которые заранее проставляются учителем в альбоме. Работа над декоративной композицией в полосе при составлении узора позволяет развить у детей чувство ритма при чередовании формы, цвета, величины элементов. Работа над тематической композицией начинается с формирования графических образов объектов. Прежде всего, это дерево, дом, человек. Обучающиеся рассматривают предмет, который они собираются нарисовать, выделяют главные признаки предмета: его форму, цвет, величину; расположение предмета в пространстве; соотносят выделенные части в отношении друг друга и по отношению к целому. Ведущими видами работы в этом направлении является лепка-аппликация - рисунок в названной последовательности. В лепке ребенок воссоздает объемные части и соединяет их в целое объемное изображение. Аппликация является переходным этапом от объемного к плоскостному изображению – рисунку. Знакомство детей со свойствами цвета (цветовым тоном, светлотой, насыщенностью) происходит в практической деятельности. Здесь главную роль играет демонстрация приемов, раскрывающих свойства цвета. 3. Место учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)» в учебном плане школы. 6 Согласно федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённой приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1026, учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)» входит в предметную область «Искусство». На учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)» в 1 классе отводится 1 час в неделю. Всего – 33 часа в год. Во 2-4 классах отводится 1 час в неделю. Всего – 34 часа в год. 4. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)». Требования к результатам освоения АООП (БУД). Личностные результаты: - положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности; - понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»; - адекватные представления о собственных возможностях; - осознание своих достижений в области изобразительной деятельности; способность к самооценке; - умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности: «нравится» или «не нравится»; - проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству; - привычка к организованности, порядку, аккуратности; - стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности; - установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и творческой предметно-практической деятельности; - овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; - овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - элементарные представления о социальном окружении, своём месте в нём; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; - сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, появление сопереживания к чувствам других людей. 7 Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием учебного предмета и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. 1 класс. Минимальный уровень: - названия и назначение художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства в 1 классе; - выразительные средства изобразительного искусства: «линия», «цвет»; - основные цвета солнечного спектра, цвета ахроматического ряда; - названия изображаемых на уроке предметов, действий объектов; - правила работы с краской, пластилином (глиной), клеем, карандашом; - строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома; - порядок расположения одного или нескольких изображений на листе бумаги. Достаточный уровень: - правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой; правильно держать при рисовании карандаш, кисть; - ориентироваться на изобразительной плоскости: середина, край листа бумаги; - подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место; - обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться трафаретом; - проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, не вращая лист бумаги; соединять линией точки; - различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения; - закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры; рисовать сразу кистью, пятном, без предварительного изображения карандашом; - узнавать, называть геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; - передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объёмных объектов, устанавливать с помощью учителя её сходство с известными геометрическими формами; отождествлять свой рисунок с предметом; - подготавливать к работе пластилин (глину); использовать приёмы лепки: раскатывание комка кругообразными движениями между ладонями до образования шара; продольными движениями ладоней до образования палочки, сплющивание, отщипывание; примазывание отдельных частей при составлении целой формы; 8 - в аппликации использовать приёмы: вырезание ножницами (резать по прямой линии полоски бумаги) и аккуратное наклеивание; - узнавать и различать в книжных иллюстрациях, репродукциях изображённые предметы и действия; сравнивать их между собой по форме, цвету, величине (под руководством учителя). 2 класс. Минимальный уровень: -элементарные сведения о работе художника, её особенностях; -основные требования к композиции изображения на листе бумаги; -некоторые характерные признаки деревьев разных пород (берёзы, ели, сосны); -речевой материал, изучавшийся в 1 и 2 классах. Достаточный уровень: -рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях (вертикальные, горизонтальные, наклонные); -рисовать предметы простой формы (с помощью опорных точек, по шаблону или от руки); -изображать фигуру человека в лепке и в рисунке (под руководством учителя и самостоятельно); -рисовать деревья сразу кистью или фломастером, передавая отличительные признаки, учитывая строение; -изображать дома городского и деревенского типа; -передавать основные смысловые связи в несложном рисунке на тему; -выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета; -следовать предложенному учителем порядку действий при складывании аппликации, в лепке, рисовании. 3 класс. Минимальный уровень: - находить правильное изображение предмета среди выполненных ошибочно; исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком; - изображать элементы городецкой росписи; - соотносить форму предметов с геометрическими эталонами; - владеть приёмами осветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил); - рассказывать, что изображено на картинке. Перечислять характерные признаки изображённого времени года. Достаточный уровень: - части конструкции изображаемого предмета (строение объектов): части дерева, дома, тела человека; - названия некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Городец; 9 - приём передачи глубины пространства: загораживание одних предметов другими, зрительное уменьшение их по сравнению с расположенными вблизи; - о существующем в природе явлении осевой симметрии; - речевой материал, изучаемый в 3 классе. - сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом; - планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции; - достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов. 4 класс. Минимальный уровень: - знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; - знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета; -знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; - пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; - знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; - знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь; - организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; - следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; - владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); - рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; - применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; - ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; - адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; 10 - узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Достаточный уровень: - знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж); - знание название некоторых народных и национальных промыслов («Дымково», «Гжель», «Городец», «Хохлома»); - знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; - знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем; - знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета; - знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); - знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); - нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; - следование при выполнении работы к инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; - оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; - применение разных способов лепки; - рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; - различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; - различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства; -различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Требования к результатам освоения АООП (БУД). Личностные учебные действия: 11 - формировать осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - формировать самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; Формирование личностных учебных действий происходит посредством воздействия на положительные индивидуальные личностные особенности учащихся, которые становятся основой для формирования личностных учебных действий в ходе обучения по курсу «Изобразительное искусство», а именно: - чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; - уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; -сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; - сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; - овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Коммуникативные учебные действия: учить обучающихся: - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; - сотрудничать с взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях; -доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства - договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Регулятивные учебные действия: 12 учить обучающихся: - входить и выходить из учебного помещения со звонком; -адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия предусматривают: - знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); - знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; понимание образной природы искусства; - эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; - применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; - усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; - умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; - изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; - умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры; - способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; - умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества; - выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; - умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. 13 5. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Критерии и нормы оценки достижений Оценка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, правильно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески. Оценка «4» — уровень выполнения требований достаточный при выявлении у обучающегося незначительных ошибок в разработке композиции, нарушений в передаче пропорций и размеров; при этом обучающийся после с небольшой подсказки учителя может самостоятельно исправить ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно. Оценка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности. Оценка «2» - не ставится. Оценка предметных результатов в 1 классе не производится. 6. Содержание учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)». Программа ориентирована на использование учебников для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы: «Изобразительное искусство», 1, 2, 3, 4 классы. Авторы: М. Ю Рау, М. А. Зыкова. Москва, «Просвещение». Данные учебники рекомендованы Министерством просвещения РФ. Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму 14 предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». Программой предусматриваются следующие виды работы: -рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему, декоративное рисование; -лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению, лепка на тему, лепка декоративной композиции; -выполнение плоскостной и полу объёмной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности ("подвижная аппликация") и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению, выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации; -проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Подготовительный период обучения. Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроке изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения. Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе. Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения. Осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги. Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима, произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке, направления движения. Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании): Приемы лепки: -отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание; -размазывание по картону; -скатывание; раскатывание, сплющивание; 15 -примазывание частей при составлении целого объемного изображения. Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию: -складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа; -совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа; -расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях; -составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа. Приемы выполнения аппликации из бумаги: -приемы работы с ножницами; -раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от…, слева от…, посередине; -приемы соединения аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина; -приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея. Приемы рисования с твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой): -рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу); -рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; -рисование дугообразных, спиралеобразных линии, линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу): -рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу); -штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки); -рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками. Приемы работы красками: -приемы рисование руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони; -приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.; 16 -приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; -рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д. Обучение действиям с шаблонами и трафаретами: -правила обведения шаблонов; -обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр. Обучение композиционной деятельности. Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционной центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживания. Установление смысловых связей между изображаемыми предметами. Главное и второстепенное в композиции. Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т.д. Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. Формирование понятий: предмет, форма, фигура, силуэт, деталь, часть, элемент, объем, пропорции, конструкция, узор, орнамент, скульптура, барельеф, симметрия, аппликация и т.п. Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве. Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Передача пропорций предметов. Строение тел человека, животных. Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов. Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным 17 точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта. Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый; по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре) Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи. Понятия «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись». Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков цветов. Работа с кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение насыщенности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый) Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы. Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо – примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка). Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации. Обучение восприятию произведений искусства. Примерные темы бесед: «Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров». «Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн. «Как и о чем создаются картины». Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы используют художник (краски, карандаши и т.д.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. 18 Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А. Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезанн, И. Шишкин. «Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина. «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмов). Какие материалы используют художники-декораторы? Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись). Программой предусматриваются следующие виды работы: - рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование; - лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции; - выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации; - проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций картин художников, книжных иллюстраций, картинок, произведений народного и декоративно-прикладного искусства. 7. Тематическое планирование. 1 класс Название раздела. № п/п 1. Подготовительный период обучения. 2. Обучение композиционной деятельности. Развитие умений воспринимать и изображать форму 3. предметов, пропорции, конструкцию. 4. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи. Кол-во часов 10 7 6 8 19 5. 2 Обучение восприятию произведений искусства. 2 Итого: 33 класс Название раздела. № п/п 1. Обучение композиционной деятельности. Развитие умений воспринимать и изображать форму 2. предметов, пропорции, конструкцию. 3. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи. 4. 3 Обучение восприятию произведений искусства. Итого: класс Название раздела. № п/п 1. Обучение композиционной деятельности. Развитие умений воспринимать и изображать форму 2. предметов, пропорции, конструкцию. 3. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи. 4. 4 Обучение восприятию произведений искусства. Итого: класс Название раздела. № п/п 1. Обучение композиционной деятельности. Развитие умений воспринимать и изображать форму 2. предметов, пропорции, конструкцию. 3. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи. 4. Обучение восприятию произведений искусства. Итого: Кол-во часов 4 20 9 1 34 Кол-во часов 2 8 12 2 34 Кол-во часов 10 7 10 7 34