русский язык 1-4

Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) разработана и утверждена на педсовете МАОУ
СОШ№1 им.Н.И.Кондратенко ст-цы Кущёвской в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) на основе документов:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
21.09.2022г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников";
-Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программамобразовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 1-4 классы (вариант 1);
- учебного плана образовательного учреждения;

1.

с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также
образовательных потребностей и запросов участников образовательного
процесса.
Обучение русскому языку в I - IV классах предусматривает включение в
учебную программу следующих разделов: "Подготовка к усвоению
грамоты", "Обучение грамоте", "Практические грамматические упражнения и
развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Речевая практика".
Цель: овладение элементарными знаниями по грамматике,
приобретение практических навыков устной и письменной речи
Изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано
решить следующие задачи:
-уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и
овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение,
словосочетание);
-формирование первоначальных "дограмматических" понятий и развитие
коммуникативно-речевых навыков;
-овладение различными доступными средствами устной и письменной
коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
-коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
-формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов
доступных для понимания по структуре и содержанию;
-развитие навыков устной коммуникации;
-формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Общая характеристика учебного предмета.
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями
предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений,
владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) максимально
реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное
положение в обществе.
Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей
с нарушением интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому
языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному
предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.

Ведущим
коррекционным
принципом,
объединяющим
и
организующим все разделы программы по данному предмету, является
развитие речи школьников, особенно ее коммуникативной функции.
Структурно и содержательно программа построена с учетом
особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое
расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение
нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по
теме (поэтапность), для постоянного повторения пройденного и отработки
необходимых умений. Введение в программу пропедевтических этапов
(подготовка к усвоению грамоты — перед изучением «Букваря»,
практических
грамматических
упражнений
перед
изучением
систематического курса грамматики в старших классах) обеспечивает
коррекцию недостатков речевого опыта обучающихся, в том числе
исправление различных нарушений речи школьников.
Каждый из разделов программы : "Подготовка к усвоению грамоты",
"Обучение грамоте", "Практические грамматические упражнения и развитие
речи", "Чтение и развитие речи", "Речевая практика", нацелен на решение
специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач:
- формирование у обучающихся интереса к языку и первоначальные
языковые обобщения;
- развитие умения пользоваться речью как средством общения, обеспечивая
для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков,
необходимый словарь, точность в построении предложения, связность
устного высказывания;
- знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;
- обучение школьников правильному, выразительному и осмысленному
чтению доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на
более совершенные способы чтения (от послогового к чтению целым
словом);
- обучение грамотному и аккуратному письму;
- осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания
школьников.
Исходя из разного по своим возможностям состава обучающихся
каждого класса, в программе по русскому языку предусмотрено два уровня
требований к знаниям и умениям школьников (в зависимости от успешности
овладения ими учебным материалом). Для каждого года обучения
определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов,
графическим навыкам. Эти требования формируются по двум уровням,
исходя из возможностей детей и динамики их продвижения: достаточным и
минимальным.
Основной формой обучения является урок; методами обучения
являются: метод наблюдения, беседы, объяснения, повторения, сравнения,
работа с учебником, дидактические игры; приемы обучения – осуществление

3.2

индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных
особенностей, уровня развития, интеллектуальных возможностей.
За чтением осуществляется повседневный и текущий контроль.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане школы.
Согласно
федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённой приказом
Министерства Просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1026,
учебные предметы «Русский язык», «Чтение», «Речевая практика» входят в
предметную область «Язык и речевая практика» и реализуются в 1-4 классах.
Обучение русскому языку в ГКОУ КК школе-интернате ст-цы
Шкуринской осуществляется в 1-4 классах в течение всего учебного года.
На учебный предмет «Русский язык» отводится в 1 классе 3 часа в
неделю. Всего – 99 часов в год. Продолжительность урока: I полугодие – 35
минут, II полугодие – 40 минут. Во 2-4 классах на учебный предмет «Русский
язык» отводится 4 часа в неделю. Всего – 136 часов в год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский
язык». Требования к результатам освоения АООП (БУД).
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский
язык».
Личностные результаты включают овладение обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и
развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка
личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов, а именно:
-положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
-проявление интереса к языковой и речевой деятельности;
-расширение представлений о многообразии окружающего мира;
-доброжелательное
отношение
к
одноклассникам,
сочувствие,
сопереживание, отзывчивость и др.;
-первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
-умение проговаривать вслух последовательность производимых действий,
опираясь на вопросы учителя;
-совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий
одноклассников;
-слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
-ориентироваться в учебнике (на форзацах, на страницах учебной книги, в
условных обозначениях);
-с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в
учебнике, учебных пособиях, учебных материалах;

-под руководством учителя работать с информацией, представленной в
разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
-осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в
учебнике и учебных пособиях;
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной
форме;
-слушать собеседника и понимать речь других;
-оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких
предложений);
-принимать участие в диалоге;
-принимать участие в работе парами и группами;
-оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в
общении правила вежливости.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности.
Минимальный уровень в 1 классе
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
- читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными
картинками;
- списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.
Достаточный уровень в 1 классе
- различать звуки на слух и в собственном произношении;
- читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
- писать строчные и прописные буквы;
- списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные
слова и предложения;
- писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не
расходится с произношением (последние — после звуко-слогового
проговаривания);
Минимальный уровень во 2 классе
- различать звуки на слух и в собственном произношении;
- читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
- писать строчные и прописные буквы;
- списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные
слова и предложения;
- писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не
расходится с произношением (последние — после звуко-слогового
проговаривания)
Достаточный уровень во 2 классе
-анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и
согласные, согласные звонкие и глухие, р — л, свистящие и шипящие,
аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;

-списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
-писать под диктовку слова, написание которых не расходится с
произношением, простые по структуре предложения, текст после
предварительного анализа;
- писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить
точку;
- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи
Минимальный уровень в 3 классе
- различать сходные по начертанию буквы;
- дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;
-делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью
педагогического работника;
-списывать по слогам слова и предложения с печатного и рукописного
текстов;
-писать под диктовку слова, написание которых не расходится с
произношением;
-писать предложение с большой буквы и ставить точку в конце;
- составлять предложения по картинке;
-подбирать по вопросам название предметов и действий;
-называть свой домашний адрес.
Достаточный уровень в 3 классе
- записывать слова с послоговым орфографическим проговариванием;
-различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные;
- дифференцировать оппозиционные согласные;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова
на слоги, переносить части слова при письме;
- списывать текст целыми словами;
- писать под диктовку текст (20-25 слов), включающий слова с изученными
орфограммами;
-выделять из предложения слова, обозначающие предметы, действия,
признаки;
-составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в
предложении;
-составлять текст рассказа в виде подписей под серией сюжетных картинок
(3 предложения);
записывать свой домашний адрес
- читать наизусть алфавит.
Минимальный уровень в 4 классе
-различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных
согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости - глухости,
твердости - мягкости;
-деление слов на слоги для переноса;
-списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;

-запись под диктовку слов и коротких предложений (2 - 4 слова) с
изученными орфограммами;
-обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными
буквами и буквой "ь" (после предварительной отработки);
-дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия,
признаки;
-составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов
с ориентацией на серию сюжетных картинок;
-выделение из текста предложений на заданную тему;
-участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему;
-осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;
-пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
-участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
-выразительное чтение наизусть 5 - 7 коротких стихотворений;
-формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и
выражений;
-участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
-восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы педагогического
работника по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
-выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с
опорой на образец чтения педагогического работника;
-участие в беседах на темы, близкие личному опыту обучающегося;
-ответы на вопросы педагогического работника по содержанию
прослушанных и (или) просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень в 4 классе
-различение звуков и букв;
-характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную
схему;
-списывание рукописного и печатного текста целыми словами с
орфографическим проговариванием;
-запись под диктовку текста, включающего слова с изученными
орфограммами (30 - 35 слов);
-дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и
грамматическому значению (название предметов, действий и признаков
предметов);
-составление и распространение предложений, установление связи между
словами с помощью педагогического работника, постановка знаков
препинания в конце предложения (точка, вопросительный и
восклицательный знак);
-деление текста на предложения;
-выделение темы текста (о чем идет речь), выбор одного заголовка из
нескольких, подходящего по смыслу;
-самостоятельная запись 3 - 4 предложений из составленного текста после его
анализа;

-чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами
(сложные по семантике и структуре слова - по слогам) с соблюдением пауз, с
соответствующим тоном голоса и темпом речи;
-ответы на вопросы педагогического работника по прочитанному тексту;
-определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
-чтение текста молча с выполнением заданий педагогического работника;
-определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка
их поступков;
-чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного разбора);
-пересказ текста по частям с опорой на вопросы педагогического работника,
картинный план или иллюстрацию;
-выразительное чтение наизусть 7 - 8 стихотворений;
-понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и
стихотворений; ответы на вопросы;
-понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы
педагогического работника;
-выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи
педагогического работника и анализ речевой ситуации;
-активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
-высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения), используя соответствующие этикетные
слова и выражения;
-участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых
ситуаций;
-составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический
план.
Требования к результатам освоения АООП (БУД).
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:

4.

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
-использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с
окружающими.
Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать, писать;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других
носителях).
Система оценки достижения обучающимися планируемых
результатов освоения программы по учебному предмету «Русский
язык».
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего,
оценку продвижения обучающегося в овладении социальными
(жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных
единицах:

5.






0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов во время обучения в первом
классе не проводится.
Оценка предметных результатов, обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2-4-х классов
осуществляется по трехбалльной системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание
пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может
сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры
полученных знаний на практике, в жизни. Допускает незначительные
неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые
исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном,
последователен в изложении учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в
формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с
помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению
отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни.
Исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и
понимание основных положений данной темы, но излагает материал
недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями.
Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить
правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в
постоянной
помощи
учителя.
Делает
ошибки,
вызванные
недопониманием смысла учебного материала.
Оценка «2» - не ставится
Содержание учебного предмета «Русский язык».
1. Раздел "Подготовка к усвоению грамоты".
Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие
слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой
анализ. Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование
первоначальных языковых понятий: "слово", "предложение", часть слова "слог" (без называния термина), "звуки гласные и согласные". Деление слов
на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия и (или)
отсутствия звука в слове на слух.

Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие
зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости
листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук.
Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков
письма.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение
несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет
слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация
словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных
предложений (из 3 - 4 слов) на основе различных опор (совершаемого
действия, простой сюжетной картинки, наблюдению).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для
вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных
навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы,
близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности,
наблюдений за окружающей действительностью.
2. Раздел "Обучение грамоте":
Формирование элементарных навыков чтения.
Звуки речи. Выделение звуков на фоне полного слова. Отчетливое
произнесение. Определение места звука в слове. Определение
последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на
слух слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном
произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы.
Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из
одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых
трехбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями
согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из
усвоенных слоговых структур. Формирование основ навыка правильного,
осознанного и выразительного чтения на материале предложений и
небольших текстов (после предварительной отработки с учителем).
Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности
движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в
тетради и классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с
соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным
письмом. Дословное списывание слов и предложений, списывание со
вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с
учителем. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания

текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не
расходится с их произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и
орфографических правил: обозначение на письме границ предложения,
раздельное написание слов, обозначение заглавной буквой имен и фамилий
людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных
после шипящих ("ча-ща", "чу-щу", "жи-ши").
Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и
конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного
намерения (после проведения подготовительной работы), ответов на вопросы
педагогического работника и обучающихся. Пересказ прослушанных и
предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на
вопросы педагогического работника и иллюстративный материал.
Составление двух - трех предложений с опорой на серию сюжетных картин,
организованные наблюдения, практические действия.
3. Раздел "Практические грамматические упражнения и развитие
речи".
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и
согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие.
Согласные парные и непарные по твердости - мягкости, звонкости - глухости.
Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами "ь, е,
ё, и, ю, я". Разделительный "ь". Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие названия предметов. Различение слова и
предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопросы "кто?", "что?".
Расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт,
явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительноласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах,
кличках животных, названиях городов, сел и деревень, улиц, географических
объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов
("Слова-друзья" и "Слова-враги").
Слова, обозначающие названия действий. Различение действия и
его названия. Название действий по вопросам "что делает?" "что делают?"
"что делал?" "что будет делать?" Согласование слов-действий со словамипредметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака
предмета по вопросам "какой?" "какая?" "какое?" "какие?". Названия
признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.

Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание
предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного
расположения предметов. Составление предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных,
названия городов, сел, улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетаний, шипящих с гласными.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине
слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы
слова.
Родственные слова. Подбор гнезд родственных слов. Общая часть
родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор
проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки
предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление
предложения в устной и письменной речи. Повествовательные,
вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений
с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по
теме, по опорным словам. Распространение предложений с опорой на
предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными
предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка
из нескольких предложенных. Различение текста и "не текста". Работа с
деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов
после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по
объему изложений и сочинений (3 - 4 предложения) по плану, опорным
словам и иллюстрации.
4. Раздел "Чтение и развитие речи":
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного
творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня,
сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных
писателей о природе родного края, о жизни обучающихся и взрослых, о
труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах
поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в
окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом
прошлом.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной
природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу, о
жизни обучающихся, их дружбе и товариществе, произведения о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни,
пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на
чтение целыми словами вслух и "про себя". Формирование умения
самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения

(соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона
голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в
тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений.
Деление текста на части, составление простейшего плана и определение
основной мысли произведения под руководством педагогического работника.
Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и
опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных
писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по
оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о
прочитанной книге.
5. Раздел "Речевая практика":
Аудирование и понимание речи: выполнение простых и составных
устных инструкций педагогического работника, словесный отчет о
выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций,
записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций,
предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей
слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных
слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении
педагогического работника и с аудио носителей. Ответы на вопросы по
прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной
моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое
использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях.
Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение.
Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма,
открытки). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. "Ты" и "Вы", обращение по
имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и
ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии).
Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые
(неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые,
ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику
полиции). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка,

девушка, мужчина). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком
без обращения ("Скажите, пожалуйста..."). Обращение в письме, в
поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы: "Давай
познакомимся", "Меня зовут...", "Меня зовут..., а тебя?", "Это...",
"Познакомься, пожалуйста, это...". Ответные реплики на приглашение
познакомиться: "Очень приятно!", "Рад познакомиться!".
Приветствие и прощание. Употребление различных формул
приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или
сверстник). Формулы: "Здравствуй", "Здравствуйте", "До свидания".
Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты
приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг
или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы: "Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер",
"Спокойной ночи". Неофициальные разговорные формулы: "Привет",
"Салют", "Счастливо", "Пока". Грубые (фамильярные) формулы: "Здорово",
"Бывай", "Чао" (в зависимости от условий образовательной организации).
Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных
невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: "Как
дела?", "Как живешь?", "До завтра", "Всего хорошего". Просьбы при
прощании "Приходи(те) еще", "Заходи(те)", "Звони(те)".
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения
в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы: "Поздравляю с...", "Поздравляю
с праздником..." и их развертывание с помощью обращения по имени и
отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы: "Желаю
тебе...", "Желаю Вам...", "Я хочу пожелать...". Неречевые средства: улыбка,
взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: "Это Вам (тебе)", "Я
хочу подарить тебе...". Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления
и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы: "Мне очень нравится твой...",
"Как хорошо ты...", "Как красиво!".
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в
телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки,
обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к
телефону: "Позовите, пожалуйста...", "Попросите, пожалуйста...", "Можно
попросить (позвать)...". Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата: "Алло", "Да", "Я слушаю".

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на
уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.
Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы:
"Пожалуйста", "Можно..., пожалуйста!", "Разрешите.", "Можно мне",
"Можно я...".
Мотивировка отказа. Формулы: "Извините, но...".
Благодарность.
Формулы:
"Спасибо",
"Большое
спасибо",
"Пожалуйста". Благодарность за поздравления и подарки как ответная
реакция на выполнение просьбы: "Спасибо... имя". Мотивировка
благодарности. Формулы: "Очень приятно", "Я очень рада" как мотивировка
благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание: "Спасибо за
поздравление", "Я тоже поздравляю тебя (Вас)". "Спасибо, и тебя (Вас)
поздравляю)".
Замечание, извинение. Формулы: "Извините, пожалуйста" с
обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка
извинения: "Я нечаянно", "Я не хотел". Использование форм обращения при
извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и
мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику,
взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления,
подарки: "Молодец!", "Умница!", "Как красиво!".
Примерные темы речевых ситуаций:
"Я - дома" (общение с близкими людьми, прием гостей);
"Я и мои товарищи" (игры и общение со сверстниками, общение в
образовательной организации, в секции, в творческой студии);
"Я за порогом дома" (покупка, поездка в транспорте, обращение за
помощью, поведение в общественных местах (кино, кафе);
"Я в мире природы" (общение с животными, поведение в парке, в
лесу).
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития
коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации
их жизни. Например, в рамках лексической темы "Я за порогом дома" для
отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы
речевые ситуации "Давайте познакомимся!", "Знакомство во дворе",
"Знакомство в гостях".
Алгоритм работы над темой речевой ситуации:
1) Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
2) Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме
ситуации.
3) Составление предложений по теме ситуации, в том числе ответы на
вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
4) Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

6.

5) Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации.
Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
6) Моделирование речевой ситуации.
7) Составление устного текста (диалогического или несложного
монологического) по теме ситуации.
В 1 классе программа ориентирована на использование учебника для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы: «Букварь. 1 класс». Авторы: А. К.
Аксенова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова. Данный учебник рекомендован
Министерством образования и науки РФ.
Во 2-4 классе программа ориентирована на использование учебника
для обучающихся: Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова. Русский язык.
Тематическое планирование.
№
п/п

Распределение количества часов по разделам в 1 классе:
Разделы, темы.
Количество часов

I

Подготовка к усвоению грамоты.

6

II

Обучение грамоте.

93

I-й этап. Изучение звуков и букв Аа ,Уу, Мм,
Оо, Хх, Сс, Нн, Ыы, Лл, Вв, Ии.

25

2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв
и изучение новых: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, Йй,
Жж, Бб, Дд, Гг, ь.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и
букв и изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч,
Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Итого:

42

26

99

Распределение количества часов по разделам во 2 классе:
№
Разделы.
Количество часов
I
Повторение изученного в 1 классе.
11
II
Звуки и буквы.
47
50
III
Слово.
17
IV
Предложение.
11
V
Повторение изученного во 2 классе.
136
Итого:

Распределение количества часов по разделам в 3 классе:
№
Разделы.
Количество часов
I
Повторение изученного во 2 классе.
13
II
Звуки и буквы.
51
III
Слово.
42
18
IV
Предложение.
12
V
Повторение изученного в 3 классе.
136
Итого:
Распределение количества часов по разделам в 4 классе:
№
Разделы.
Количество часов
I
Повторение изученного в 3 классе.
11
II
Звуки и буквы.
55
44
III
Слово.
16
IV
Предложение.
10
V
Повторение изученного в 4 классе.
136
Итого:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».