1 1. Пояснительная записка. Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) разработана и утверждена на педсовете МАОУ СОШ№1 им.Н.И.Кондратенко ст-цы Кущёвской в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе документов: - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; - Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; -Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; -Приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; -Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (вариант 1); утверждённой педагогическим советом от 30.08.2023 г. протокол № 1; - учебного плана образовательного учреждения; - с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Основная цель изучения предмета «Ручной труд»: всестороннее 2 развитие личности обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Изучение предмета способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметнопреобразующей деятельности. Задачи изучения предмета: - формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека; - формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека; - расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей; - расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; - формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; - формирование интереса к разнообразным видам труда; - развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); - развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); - развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений; - развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); - формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; - формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; - духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности. Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает: - коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; - развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; 3 - совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия; - коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала. 2. Общая характеристика учебного предмета «Ручной труд». На уроках учебного предмета «Ручной труд» предусмотрены следующие виды работ: � работа с глиной и пластилином; � работа с природными материалами; � работа с бумагой; � работа с текстильными материалами; � работа с древесными материалами; � работа металлом; � работа с алюминиевой фольгой; � работа с проволокой; � работа с металлоконструктором; � комбинированные работы с разными материалами. У обучающихся младших классов формируются навыки работы с данными материалами на всем протяжении обучения ручному труду, переходя от самых простых изделий к более сложным. Особое внимание при проведении практических работ уделяется соблюдению правил безопасности и гигиене труда. При оценке знаний и умений обучающихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места). В целях ознакомления обучающихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы. Исходя из разного по своим возможностям состава обучающихся каждого класса, в программе учебного предмета «Ручной труд» предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям школьников (в зависимости от успешности овладения ими учебным материалом). Для каждого года обучения определяется уровень требований к формированию трудовых умений и навыков: минимальный и достаточный. 3. Место учебного предмета «Ручной труд» в учебном плане школы. Согласно федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённой приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1026, 4 учебный предмет «Ручной труд» входит в предметную область «Технология» и реализуется в 1-4 классах. Обучение ручному труду в ГКОУ КК школе-интернате ст-цы Шкуринской осуществляется в 1-4 классах в течение всего учебного года. На учебный предмет «Ручной труд» в 1 классе отводится 2 часа в неделю. Всего – 66 часов в год (33 учебных недели). Во 2-4 классах на изучение предмета отводится 2 часа в неделю. Всего – 68 часов в год (34 учебных недели). 4. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Ручной труд».Требования к результатам освоения АООП (БУД). Планируемые результаты изучения учебного предмета «Ручной труд». Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов, а именно: - положительное отношение к школе, к урокам ручного труда; - проявление интереса к языковой и речевой деятельности; - расширение представлений о многообразии окружающего мира; - доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.; - первоначальные навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке; - умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя; - совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников; - слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу; - ориентироваться в учебнике (на форзацах, на страницах учебной книги, в условных обозначениях); - с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в учебнике, учебных пособиях, учебных материалах; - под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема); - осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - слушать собеседника и понимать речь других; 5 - оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений); - принимать участие в диалоге; - принимать участие в работе парами и группами; - оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием учебного предмета и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. 1 класс. Минимальный уровень: - знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); - знание видов трудовых работ; - знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними; - знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; - знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемых на уроках ручного труда; умение пользоваться доступными технологическими (инструкционными) картами; - умение составлять стандартный план работы по пунктам; - умение использовать в работе доступные материалы (глину и пластилин; природные материалы; бумагу; нитки и ткань). Достаточный уровень: - знание правил рациональной организации труда, включающие упорядоченность действий и самодисциплину; - знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ; - умение отбирать оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономно расходовать материалы; - умение составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы; - умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы; 6 - умение оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); - умение устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; - умение выполнять общественные поручения по уборке класса (мастерской) после уроков трудового обучения. 2 класс. Минимальный уровень: - знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину; - знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда; - знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ; - знание приемов работы с бумагой, пластилином, природными материалами, нитками; - умение оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); - умение по вопросам давать отчет о последовательности изготовления изделий; - умение при помощи учителя располагать детали, соблюдать пропорции, рационально располагать материал на рабочем столе. Достаточный уровень: - знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину; - знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство; - знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ; - знание приемов работы с бумагой, пластилином, природными материалами, нитками; - знание приемов формообразования, соединения деталей; - умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы; - умение оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); - умение по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий; - умение правильно располагать детали, соблюдать пропорции, рационально располагать материал на рабочем столе; 7 - умение употреблять в речи слова, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношений между ними; - умение при изготовлении изделий планировать ближайшие операции по предметной карте и без нее. 3 класс. Минимальный уровень: - знание правил организации рабочего места; - знание видов трудовых работ; - знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; - знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с режущими и колющими и режущими инструментами; - знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда; - умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте; - умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей; - умение составлять стандартный план работы по пунктам; - умение владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; - умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, бумагой и картоном, нитками и тканью, проволокой и металлом, древесиной, конструировать из металлоконструктора); - умение выполнять несложный ремонт одежды. Достаточный уровень: - знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину; - владение знаниями об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; - знание видов художественных ремесел; - умение находить необходимую информацию в материалах учебника; - умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требований при выполнении трудовых работ; 8 - умение осознанно подбирать материал по его физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам; - умение отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки; экономно расходовать материалы; - умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; - умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; - умение оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); - умение устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; - выполнение общественные поручения по уборке класса и (или) мастерской после уроков трудового обучения. 4 класс. Минимальный уровень: - знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); - знание видов трудовых работ; - знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; - знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; - знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда; - анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей; - пользование доступными технологическими (инструкционными) картами; - составление стандартного плана работы по пунктам; - владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; - использование в работе доступных материалов (глины и пластилина; природных материалов; бумаги и картона; ниток и ткани; проволоки и металла; древесины; конструировать из металлоконструктора); 9 - выполнение несложного ремонта одежды. Достаточный уровень: - знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину; - знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; - знание видов художественных ремесел; - нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради; - знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ; - осознанный подбор материалов по их физическим, декоративнохудожественным и конструктивным свойствам; - отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей, экономное расходование материалов; - использование в работе разнообразной наглядности; составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; - осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; - оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); - установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами; - выполнение общественных поручений по уборке класса и (или) мастерской после уроков трудового обучения. Требования к результатам освоения АООП (БУД). Личностные учебные действия: - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; 10 - понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; - готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия: - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия: - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - устанавливать видо-родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; - читать, писать; - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; - работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). 11 5. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы по учебному предмету «Ручной труд». Оценка личностных результатов может быть представлена в условных единицах: - 0 баллов - нет фиксируемой динамики; - 1 балл - минимальная динамика; - 2 балла - удовлетворительная динамика; - 3 балла - значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов. Оценка предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. Оценка предметных результатов в 1 классе не производится. Оценка предметных результатов во 2-4 классах осуществляется по следующей системе: «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно. Оценка «5» ставится, если обучающийся ориентируется в задании, подбирает материал и инструмент для работы и изготовляет изделие самостоятельно. Может сделать необходимую оценку, измерения с помощью наводящих вопросов учителя. Употребляет в речи слова и фразы, обозначающие пространственные признаки предметов. Оценка «4» ставится, если обучающийся в ходе изготовления изделия допускает небольшие неточности, не влияющие на его основные параметры, которые исправляет при помощи учителя. Не может без помощи учителя ответить на отдельные вопросы. Оценка «3» ставится, если обучающийся не способен самостоятельно выполнить изготовление изделия. Не всегда контролирует свои действия, требует постоянного внимания со стороны учителя при выполнении задания, испытывает затруднения при ответах на вопросы. Оценка «2» - не ставится. 6. Содержание учебного предмета «Ручной труд». Программа ориентирована на использование учебников для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы: «Технология. Ручной труд», 1, 2, 3, 4 классы. Автор: Л. А. Кузнецова. Москва, «Просвещение», 2023 г. Данные учебники допущены Министерством просвещения РФ. 1 класс. Работа с глиной и пластилином. 12 Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина - строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Пластилин - материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «прищипывание», «примазывание» (объемные изделия). Работа с природными материалами. Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Заготовка природных материалов. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин). Работа с засушенными листьями (аппликация). Работа с еловыми шишками. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (объемные изделия). Работа с бумагой. Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой и картоном. Виды работы с бумагой: разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки. Разметка с помощью шаблона. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии», «разрез по короткой наклонной линии», «надрез по короткой прямой линии», «разрез по длинной линии», «разрез по незначительно изогнутой линии», «округление углов прямоугольных форм», «вырезание изображений предметов, имеющих округлую форму», «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам», «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз», Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам», «сгибание сторон к середине», «сгибание углов к центру и середине», «сгибание по типу «гармошки», «вогнуть внутрь», «выгнуть наружу». Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Работа с текстильными материалами. Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: наматывание ниток на картонку (кисточки); шитье: инструменты 13 для швейных работ, приемы шитья: «игла вверх-вниз»; вышивание: что делают из ниток, приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема». Правила хранения игл. 2 класс. Работа с глиной и пластилином. Применение глины для скульптуры. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина). Работа с природными материалами. Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места при работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия). Работа с бумагой. Картонажно-переплетные работы. Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги». Щелевое соединение деталей (щелевой замок). Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей, на основе геометрических тел (цилиндра, конуса). Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Способы вырезания: «тиражирование деталей». Работа с текстильными материалами. Виды работы с нитками: связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечков, цветы). Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань. Свойства ткани (мнется, утюжится, лицевая и изнаночная сторона ткани, шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие, режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скручиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани). Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани. Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц). Пришивание пуговиц (с двумя сквозными отверстиями). Отделка изделий пуговицами. Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Виды работ с нитками: 14 вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема». 3 класс. Работа с природными материалами. Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места при работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация). Работа с тростниковой травой. Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Работа с бумагой. Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая (гигиеническая), крашеная). Разметка по шаблонам сложной конфигурации; разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику). Понятия: «линейка», «угольник». Их применение и устройство. Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация). Конструирование из бумаги и картона (изготовление коробок). Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Работа с проволокой. Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой. Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом». Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей. Работа с древесными материалами. Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура). Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой). Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой). Аппликация из древесных материалов (опилок). Клеевое соединение древесных материалов. Работа с металлоконструктором. Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, 15 пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка). Соединение планок винтом и гайкой. Работа с текстильными материалами. Соединение тканей строчкой петлеобразного стежка. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом). Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка). 4 класс. Работа с бумагой. Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация). Разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа. Разметка с помощью чертежных инструментов (циркулем). Понятие: «циркуль». Его применение и устройство. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Работа с текстильными материалами. Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение). Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки). Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена). Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, кармана). Применение тесьмы. Работа металлом. Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу. Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание». Работа с проволокой. Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом». Получение контуров фигурок человечков. Работа с древесными материалами. Аппликация из древесных материалов (карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов. 16 Работа с глиной и пластилином. Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий, имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. Комбинированные работы с разными материалами. Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага, пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха. 7. Тематическое планирование. 1 класс. № Название раздела Количество п/п часов 1. 2. 3. 4. Работа с глиной и пластилином. Работа с природными материалами. Работа с бумагой. Работа с текстильными материалами. Итого: 2 класс. № Название раздела п/п 1. Работа с глиной и пластилином. 2. Работа с природными материалами. 3. Работа с бумагой. 4. Работа с текстильными материалами. Итого: 3 класс. № Название раздела п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 18 12 24 12 66 Количество часов 15 13 19 21 68 Количество часов Работа с природными материалами. Работа с бумагой. Работа с проволокой. Работа с древесными материалами. Работа с металлоконструктором. Работа с текстильными материалами. Итого: 4 класс. № Название раздела п/п 1. Работа с бумагой. 8 20 6 9 8 17 68 Количество часов 22 17 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Работа с текстильными материалами. Работа металлом. Работа с алюминиевой фольгой. Работа с проволокой. Работа с древесными материалами. Работа с глиной и пластилином. Комбинированные работы с разными материалами. Итого: 18 26 1 2 2 4 3 8 68