1 1. Пояснительная записка. Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) разработана и утверждена на педсовете МАОУ СОШ№1 им.Н.И.Кондратенко ст-цы Кущёвской в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе документов: - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; - Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; - Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (вариант 1); утверждённой педагогическим советом от 30.08.2023 г. протокол № 1; - учебного плана образовательного учреждения; - с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. 2 2. Цель изучения учебного предмета «Чтение»: научить обучающихся правильному, осознанному, выразительному чтению целыми словами; научить пересказу. Задачами изучения учебного предмета «Чтение» являются: - уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); - формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков; - коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; - формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; - развитие навыков устной коммуникации; - воспитание у обучающихся интереса к чтению; - формирование техники чтения: правильного и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом; - формирование навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа; - развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы педагогического работника, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ; - формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. Общая характеристика учебного предмета «Чтение». Чтение является важным учебным предметом в образовании обучающихся с умственной отсталостью. Его направленность на социализацию личности обучающегося, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей, формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения подчеркивает значимость обучения чтению обучающихся данной категории. Обучение чтению начинается с обучения грамоте в 1 классе. В этот период у обучающихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты. Для чтения во 2-4 классах подбираются доступные для детей произведения устного народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и научнопопулярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем году 3 4.3 продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения ранее усвоенных тем. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом). Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приёмов обучения. Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной устной речи на процесс чтения. Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения: минимальным и достаточным. Место учебного предмета «Чтение» в учебном плане школы. Согласно федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённой приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1026, учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и реализуется в 1-4 классах. Обучение грамоте (1 класс) и чтению (2-4 классы) в ГКОУ КК школеинтернате ст-цы Шкуринской осуществляется в 1-4 классах в течение всего учебного года. На учебный предмет «Чтение» в 1 классе отводится 3 часа в неделю. Всего – 99 часов в год (33 учебных недели). Во 2-4 классах на изучение предмета отводится 5 часов в неделю. Всего – 170 часов в год (34 учебных недели). Планируемые результаты изучения учебного предмета «Чтение». Требования к результатам освоения АООП (БУД). Планируемые результаты изучения учебного предмета «Чтение». Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов, а именно: - положительное отношение к школе, к урокам чтения; 4 - проявление интереса к языковой и речевой деятельности; - расширение представлений о многообразии окружающего мира; - доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.; - первоначальные навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке; - умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя; - совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников; - слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу; - ориентироваться в учебнике (на форзацах, на страницах учебной книги, в условных обозначениях); - с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в учебнике, учебных пособиях, учебных материалах; - под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема); - осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - слушать собеседника и понимать речь других; - оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений); - принимать участие в диалоге; - принимать участие в работе парами и группами; - оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием учебного предмета и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. 1 класс. Минимальный уровень: - различение звуков на слух и в собственном произношении, знание букв; - чтение по слогам отдельных слов, соотнесение их с предметными картинками; - умение слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью педагогического работника отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства; Достаточный уровень: 5 - различение звуков на слух и в собственном произношении; - чтение по слогам слов, предложений и коротких текстов; - умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту; - чтение наизусть 2-3 коротких стихотворений. 2 класс. Минимальный уровень: - умение слушать небольшие по объёму тексты и отвечать на вопросы с помощью педагогического работника или с опорой на картинку; - чтение по слогам коротких текстов; - умение соотносить прочитанный текст с иллюстрацией; - чтение наизусть 2-3 коротких стихотворений. Достаточный уровень: - умение слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ; - умение соотносить прочитанный текст с иллюстрацией; - чтение плавно по слогам коротких текстов с переходом на чтение целым словом; - чтение двусложных слов, простых по семантике и структуре; - пересказ по вопросам, картинно-символическому плану, серии картинок прочитанного или прослушанного текста; - выразительное чтение наизусть 3-5 коротких стихотворений. 3 класс. Минимальный уровень: - умение слушать чтение произведения педагогическим работником, отвечать на вопросы информационного плана («Как зовут героя рассказа?», «Куда он пошёл? Что там делал?»); - правильное чтение текста вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом часто встречающихся двусложных слов; - умение соотносить иллюстрацию с определённым отрывком текста; - пересказ содержания части текста по вопросам педагогического работника или по картинно-символическому плану к каждому предложению; - чтение наизусть выразительно 3-4 небольших стихотворений. Достаточный уровень: - умение слушать чтение произведения педагогическим работником, отвечать на вопросы по содержанию; - чтение текста вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова); - участие в анализе произведения; - пересказ содержания рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план; - умение выказывать своё отношение к поступку героя, к событию после проведённого анализа произведения; - чтение наизусть выразительно 5-7 стихотворений. 4 класс. 6 Минимальный уровень: - осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами; - пересказ содержания прочитанного текста по вопросам; - участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; - выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений. Достаточный уровень: - чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова - по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; - ответы на вопросы педагогического работника по прочитанному тексту; - определение основной мысли текста после предварительного его анализа; - чтение текста про себя с выполнением заданий педагогического работника; - определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; - чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); - пересказ текста по частям с опорой на вопросы педагогического работника, картинный план или иллюстрацию; - выразительное чтение наизусть 7 - 8 стихотворений. Требования к результатам освоения АООП . Личностные учебные действия: - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; - понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; - готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); 7 5. - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия: - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия: - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - устанавливать видо-родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; - читать; - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; - работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы по учебному предмету «Чтение». Оценка личностных результатов может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов. 8 6. Оценка предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. В 1 классе оценка предметных результатов не производится. Во 2-4 классах текущий контроль по учебному предмету «Чтение» осуществляется в форме устных ответов индивидуально или фронтально. При оценке устных ответов принимается во внимание: - чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно); - выразительное чтение наизусть или с листа на материале изучаемых программных произведений; - умение ориентироваться в тексте; - знание литературных произведений. Оценка «5» ставится обучающемуся, если он читает правильно, с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, логических ударений; отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится обучающемуся, если он читает в основном правильно; допускает 1-2 ошибки при чтении трудных слов, соблюдении смысловых пауз, логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится обучающемуся, если он при чтении допускает 34 и более ошибок, часто самостоятельно их не исправляет; допускает ошибки при соблюдении смысловых и синтаксических пауз, логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста. Оценка «2» не ставится. Содержание учебного предмета «Чтение». Программа ориентирована на использование учебников для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы: «Букварь. 1 класс», авторы: А. К. Аксенова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова. Москва, «Просвещение», 2019 г.; «Чтение», 2-4 классы, авторы: С. Ю. Ильина, А. К. Аксенова, Т. М. Головкина, М. И. Шишкова. Москва, «Просвещение», 2019 г. Данные учебники рекомендованы Министерством образования и науки РФ. Подготовка к усвоению грамоты. Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть слова – «слог» (без называния 9 термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия и (или) отсутствия звука в слове на слух. Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3 - 4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению). Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметнопрактической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью. Обучение грамоте. Формирование элементарных навыков чтения. Звуки речи. Выделение звуков на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком. Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении. Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов. Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трехбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование основ навыка правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок. Речевое развитие. Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы), ответов на вопросы педагогического работника и обучающихся. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы педагогического работника и иллюстративный материал. Составление двух - трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия. Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни обучающихся и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в 10 7. окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом. Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни обучающихся, их дружбе и товариществе; произведений о добре и зле. Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки. Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и про себя. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов). Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством педагогического работника. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам. Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге. Тематическое планирование. 1 класс. № п/п 1. Подготовка к усвоению грамоты. Количество часов 6 2. Обучение грамоте. 93 I-й этап. Изучение звуков и букв Аа ,Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, Ыы, Лл, Вв, Ии. 25 Названия разделов 2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, Йй, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. III-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. Итого: 11 42 26 99 2 класс. № Названия разделов. п/п 1. Осень пришла - в школу пора! 2. Почитаем – поиграем. 3. В гостях у сказки. 4. Животные рядом с нами. 5. Ой ты, зимушка-зима! 6. Что такое хорошо и что такое плохо. 7. Весна идет! 8. Чудесное рядом. 9. Лето красное. Итого: Количество часов. 30 14 21 18 19 19 21 16 12 170 3 класс. № Названия разделов. п/п 1. Здрав-ствуй, школа! 2. Осень наступила… 3. Учимся трудиться. 4. Ребятам о зверятах. 5. Чудесный мир сказок. 6. Зимушка-зима. 7. Так нельзя, а так можно. 8. Весна в окно стучится. 9. Весёлые истории. 10. Родина любимая. 11. Здравствуй, лето! Итого: Количество часов. 10 17 18 19 13 26 13 23 9 10 12 170 4 класс. № Названия разделов. п/п 1. Школьная жизнь. 2. Время листьям опадать. 3. Делу – время, потехе – час. 4. В мире животных. 5. Жизнь дана на добрые дела. 6. Зима наступила. Количество часов. 12 21 9 17 11 31 12 7. Веселые истории. 8. Полюбуйся, весна наступает… 9. В мире волшебной сказки. 10. Родная земля 11. Лето пришло. Итого: 12 19 14 11 13 170 13 14