Положение о классном руководстве

Приложение №2
к приказу МАОУ СОШ №1
им. Н.И. Кондратенко № 568
от 30.08.2024 г
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 1 им. Н.И. Кондратенко
(протокол № 1 от 30.08.2024 г.)

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 1
им. Н.И. Кондратенко
_____________ И.И. Карякина

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ РУКОВОДСТВЕ
В МАОУ СОШ №1 ИМ. Н.И.КОНДРАТЕНКО
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о классном руководстве (далее – Положение)
регламентирует работу классного руководителя муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1
имени Н.И. Кондратенко (далее – Школа).
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», другим
законодательством в сфере образования и локальными нормативными актами
Школы.
1.3. Классными руководителями являются педагогические работники
Школы, которым предоставляются права, социальные гарантии и меры
социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №
273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и другим законодательством
в сфере образования.
1.4. Классное руководство поручается педагогическому работнику с его
согласия директором Школы, исходя из интересов Школы и ее обучающихся с
учетом педагогического опыта, мастерства, индивидуальных особенностей
работника.
1.5. Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава
и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного
вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический
1

работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и
надлежащего юридического оформления.
1.6. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном
контакте с администрацией Школы, органами ученического самоуправления,
родителями (законными представителями), другими педагогами Школы.
2. Цели, задачи, принципы и условия деятельности классного руководителя
2.1. Цели, задачи и принципы деятельности классного руководителя
определяются базовыми целями и принципами воспитания, социализации и
развития личности обучающихся, изложенными в Федеральном законе от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», указе
Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и
распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года», указе Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».
2.2. Цель работы классного руководителя:
формирование и развитие личности в соответствии с социокультурными,
традиционными российскими духовно-нравственными ценностями и принятыми
в российском обществе правилами и нормами поведения.
2.3. Принципы организации работы классного руководителя при решении
социально-значимых задач и содержания воспитания и успешной социализации
обучающихся:







опора на духовно-нравственные ценности народов Российской
Федерации, исторические и национально-культурные традиции;
организация социально открытого пространства духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России;
нравственный пример педагогического работника;
интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
социальная востребованность воспитания;
поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности
воспитания;
2







признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся;
обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого
ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы
образования;
кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи,
общества, государства, образовательных и научных организаций).

2.4. Задачи деятельности классного руководителя:










создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе
путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков
общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на
принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности,
коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых
форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного
развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских
традиционных духовных ценностей и практической готовности им
следовать;
формирование внутренней позиции личности обучающегося по
отношению к негативным явлениям окружающей социальной
действительности, в частности по отношению к кибербуллингу,
деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных
веществ, способных нанести вред здоровью человека, культу насилия,
жестокости и агрессии, обесцениванию жизни человека и др.;
формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства
ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе России, включая неприятие
попыток пересмотра исторических фактов, в частности событий и итогов
Второй мировой войны;
формирование способности обучающихся реализовывать свой потенциал
в условиях современного общества за счет активной жизненной и
социальной позиции, использования возможностей волонтерского
движения, детских общественных движений, творческих и научных
сообществ.

2.5. Условия успешного решения классным руководителем обозначенных задач:
3











выбор эффективных педагогических форм и методов достижения
результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности
обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики,
активного освоения успешных современных воспитательных практик,
непрерывного развития педагогической компетентности;
реализация
процессов
духовно-нравственного
воспитания
и
социализации обучающихся с использованием ресурсов социальнопедагогического партнерства;
взаимодействие
с
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической
компетентности, в том числе в вопросах информационной безопасности
детей, методах ограничения доступности интернет - ресурсов,
содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию
детей, поддержка семейного воспитания и семейных ценностей,
содействие формированию ответственного и заинтересованного
отношения семьи к воспитанию детей;
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого
ребенка в области образования посредством взаимодействия с членами
педагогического коллектива Школы, органами социальной защиты,
охраны правопорядка и т. д.;
участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации.

2.6. В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и
вариативная части. Инвариантная часть соответствует ядру содержания
деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый
состав действий по решению базовых – традиционных и актуальных – задач
воспитания и социализации обучающихся. Вариативная часть деятельности по
классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий
Школы.
2.7.1. Инвариантная часть содержит следующие блоки:
2.7.1.1. Личностно-ориентированная деятельность
социализации обучающихся в классе, включая:


по

воспитанию

и

содействие повышению дисциплинированности и академической
успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления
контроля посещаемости и успеваемости;
4

















обеспечение включенности всех обучающихся в мероприятия по
приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и
социализации;
содействие успешной социализации обучающихся путем организации
мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у
них опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с
использованием возможностей волонтерского движения, детских
общественных движений, творческих и научных сообществ;
осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося
класса на основе изучения его психофизиологических особенностей,
социально-бытовых условий жизни и семейного воспитания,
социокультурной ситуации развития ребенка в семье;
выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной
жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения
в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных,
стрессовых и конфликтных;
выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в
психологической помощи;
профилактику
наркотической
и
алкогольной
зависимости,
табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;
формирование навыков информационной безопасности;
содействие формированию у детей с устойчиво низкими
образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них
познавательных интересов;
поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию
их способностей;
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов
обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы
образования.

2.7.1.2. Деятельность по воспитанию и социализации
осуществляемая с классом как социальной группой, включая:





обучающихся,

изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе,
формирование
благоприятного
психологического
климата,
толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной
среде;
формирование ценностно-ориентационного единства в классе по
отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям,
5







здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму,
чувству ответственности за будущее страны, признанию ценности
достижений
и
самореализации
в
учебной,
спортивной,
исследовательской, творческой и иной деятельности;
организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного
взаимодействия обучающихся, в том числе их включенности в
волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и
образовательных проектов;
выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений,
создающих угрозу физическому и психическому здоровью
обучающихся;
профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в
том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском
коллективе.

2.7.1.3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с
родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся,
включая:








привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в
интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к
воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития
личности каждого ребенка;
регулярное информирование родителей (законных представителей) об
особенностях осуществления образовательного процесса в течение
учебного года, основных содержательных и организационных
изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса;
координацию
взаимосвязей
между
родителями
(законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими
участниками образовательных отношений;
содействие повышению педагогической компетентности родителей
(законных представителей) путем организации целевых мероприятий,
оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания,
личностного развития детей.

2.7.1.4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с
педагогическим коллективом, включая:

6















взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью
разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов
к обучению и воспитанию;
взаимодействие с администрацией Школы и учителями учебных
предметов по вопросам контроля и повышения результативности
учебной деятельности обучающихся и класса в целом;
взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и
педагогами дополнительного образования по вопросам изучения
личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в
коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий
личностного развития;
взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами
дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в
различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную,
творческую, трудовую, общественно полезную, художественноэстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;
взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем,
педагогами дополнительного образования и старшими вожатыми по
вопросам вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной
деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и
каникулярных мероприятий;
взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией
Школы по вопросам профилактики девиантного и асоциального
поведения обучающихся;
взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками
Школы (социальным педагогом, педагогом-психологом, дефектологом и
др.) с целью организации комплексной поддержки обучающихся,
находящихся в трудной жизненной ситуации.

2.7.1.5. Участие в осуществлении воспитательной
взаимодействии с социальными партнерами, включая:



деятельности

во

участие в организации работы, способствующей профессиональному
самоопределению обучающихся;
участие в организации мероприятий по различным направлениям
воспитания и социализации обучающихся в рамках социальнопедагогического партнерства с привлечением организаций культуры,
спорта, дополнительного образования детей, научных и образовательных
организаций;
7



участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска,
находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением
работников социальных служб, правоохранительных органов,
организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования
детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.
2.8. Вариативная часть отражает специфику Школы и включает в себя:

2.8.1. Участие в мероприятиях, проводимых Общероссийской общественногосударственной детско-юношеской организацией «Российское движение
школьников» в соответствии с календарным планом воспитательной работы и
рабочей программой воспитания Школы.
3. Обеспечение академических прав и свобод классного руководителя
3.1. Классный руководитель имеет право:










самостоятельно определять приоритетные направления, содержание,
формы работы и педагогические технологии для осуществления
воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебнометодические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом
контекстных условий деятельности;
вносить на рассмотрение администрации Школы, педагогического
совета,
органов
государственно-общественного
управления
предложения, касающиеся совершенствования образовательного
процесса, условий воспитательной деятельности, как от своего имени,
так и от имени обучающихся класса, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся;
участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов Школы
в части организации воспитательной деятельности Школы и
осуществления контроля ее качества и эффективности;
самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в
воспитательных мероприятиях;
использовать (по согласованию с администрацией) инфраструктуру
Школы при проведении мероприятий с классом;
получать своевременную методическую, материально-техническую и
иную помощь от руководства и органов государственно-общественного
управления Школы для реализации задач по классному руководству;

8










приглашать в Школу родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся для обсуждения вопросов, связанных
с осуществлением классного руководства;
давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при
подготовке и проведении воспитательных мероприятий;
посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками
(по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с
отдельными обучающимися и с коллективом обучающихся класса;
защищать собственную честь, достоинство и профессиональную
репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны
администрации Школы, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников;
повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии,
теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с
классным руководством.
4. Обязанности классного руководителя
4.1. Классный руководитель ежедневно:







определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся;
выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит
профилактическую работу по предупреждению опозданий и
непосещаемости учебных занятий;
организует и контролирует дежурство учащихся по Школы;
организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в
том числе в случае возникновения девиации в их поведении.
4.2. Классный руководитель еженедельно:







проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с
календарным планом воспитательной работы, рабочей программой
воспитания и рабочей программой курса, в рамках которого проходит
классный час, утвержденным расписанием;
организует работу с родителями (законными представителями)
обучающихся;
проводит работу с учителями-предметниками и педагогами
дополнительного образования, работающими в классе;
анализирует состояние успеваемости в классе в целом и по отдельным
обучающимся.
9

4.3. Классный руководитель ежемесячно:



получает консультации у психологической службы и отдельных
учителей;
организует работу классного актива.
4.4. Классный руководитель в течение учебной четверти:







оформляет и заполняет электронный журнал;
участвует в работе методического объединения классных руководителей;
проводит анализ выполнения календарного плана воспитательной работы
за четверть, состояния успеваемости и уровня воспитанности учащихся;
проводит коррекцию своего плана воспитательной работы на новую
четверть;
проводит классное родительское собрание.
4.5. Классный руководитель ежегодно:




анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень
воспитанности учащихся в течение года;
составляет план воспитательной работы в классе.

4.6. В целях обеспечения четкой организации деятельности Школы
проведение внеурочных мероприятий (экскурсионных поездок, турпоходов,
дискотек и др.), не предусмотренных образовательными программами Школы, не
допускается.
4.7. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в
четверть.
4.8. Классные руководители вносят посильный вклад в проведение
общешкольных мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе
проведения мероприятий. Присутствие классного руководителя на
общешкольных мероприятиях обязательно.
5. Механизмы стимулирования классных руководителей
6.1. Материальное стимулирование выражается в форме ежемесячных
выплат и является обязательным условием возложения на педагогов с их
письменного согласия этого дополнительного вида деятельности.
10

6.2. Нематериальное стимулирование формируется по направлениям:
6.2.1. Организационное стимулирование, направленное на создание
благоприятных условий деятельности для осуществления классного руководства,
включая:





создание эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов
воспитательной деятельности между собой и администрацией Школы;
создание системы наставничества и организацию методического
объединения педагогических работников, осуществляющих классное
руководство;
организацию рабочих мест для педагогических работников с учетом
дополнительных задач по классному руководству.

6.2.2. Социальное стимулирование, предполагающее привлечение к принятию
решений, участию в управлении коллективом, делегирование важных
полномочий и создание условий для профессионального развития и роста,
включая:






наделение полномочиями и статусом наставника, руководителя
методического
объединения
педагогических
работников,
осуществляющих классное руководство;
предоставление возможности участия в конкурсах профессионального
мастерства с целью развития личностной и профессиональной
самореализации;
предоставление возможности повышения квалификации, участия в
стажировках, вебинарах, семинарах и других мероприятиях
образовательного характера.

6.2.3. Психологическое стимулирование, предполагающее использование разных
механизмов создания благоприятного психологического климата в
педагогическом коллективе, в том числе с учетом интересов всех педагогических
работников, осуществляющих классное руководство, включая:



создание механизмов разрешения и предотвращения конфликтных
ситуаций между участниками образовательных отношений;
организацию консультаций и создание условий для психологической
разгрузки и восстановления в Школе
или вне ее для профилактики
профессионального
выгорания
в
связи
с
осуществлением
педагогическими работниками классного руководства.
11

6.2.4. Моральное стимулирование педагогических работников, обеспечивающее
удовлетворение потребности в уважении со стороны коллектива, администрации
Школы,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся и социума с использованием всех форм поощрения деятельности
по классному руководству, включая:










публичное признание результатов труда педагогических работников,
осуществляющих классное руководство, в виде благодарности с
занесением в трудовую книжку (при ее наличии), награждения
почетными грамотами и благодарственными письмами различного
уровня, выдачи статусных знаков отличия, размещения их
фотопортретов с аннотациями на доске почета;
размещение информации об успехах социально-значимой деятельности
педагогических работников, осуществляющих классное руководство, в
СМИ и на официальном сайте Школы;
информирование родительской общественности о достижениях,
связанных с осуществлением педагогическими работниками классного
руководства;
организацию исполнительными органами государственной власти и
органами местного самоуправления конкурсов для выявления лучших
педагогических работников, осуществляющих классное руководство;
учреждение в субъекте Российской Федерации региональных наград для
педагогических работников, осуществляющих классное руководство:
нагрудного знака, почетного звания, региональных премий.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».