Кущёвский район, ст. Кущёвская Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ЛЬlим.Н.И.Кондратецко Утверждено протокол }lb 1 а 1;}rТ r *арякина fu'--__ Рабочая програ а По предмету Класс 5-9 учитель rhебова Елена Константиновна Количество часов: 5 класс всего 204часа; в неделю б часов 6 класс всего 2З8часа; в неделю 7 часов 7 -9 класс всего по 272 часа; в неделю по 8 часов в каждом классе ПРОграмма разработана на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной . программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 5-9 кл, утверждённой прикЕвом Министерства просвещения РФ 1. Пояснительная записка. Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» по профилю «Столярное дело» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) разработана и утверждена на педсовете МАОУ СОШ№1 им.Н.И.Кондратенко ст.Кущёвской в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе документов: - Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников"; -Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программамобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 классы (вариант 1); утверждённой педагогическим советом от 30.08.2024г. протокол №1 - учебного плана образовательного учреждения; с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Цель изучения предмета «Труд (технология)» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры. Учебный предмет «Труд (технология)» должен способствовать решению следующих задач: -развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности); -обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; -подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства; -расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека; -расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей; -расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; -ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве; -ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки; -формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в образовательной организации; -ознакомление с условиями и содержанием обучения учебного предмета «Труд (технология)» и испытание своих сил в процессе практических работ в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся; -формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде; 2 -формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности; -развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); -формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; -формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности. - совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; Коррекционные задачи направлены на: -коррекцию и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); -коррекцию и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); -коррекцию и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирования практических умений. Воспитательные задачи: -выявление и поддержка детских инициатив и самостоятельности; -организация ранней профориентационной работы с обучающимися, расширение знаний о современных профессиях; -развитие здоровьесберегающей предметно-пространственной и коммуникативной среды образовательной организации и реализация ее воспитательных возможностей; -организация работы с семьями обучающихся, их родителями (законными представителями), направленной на совместное решение проблем личностного развития обучающихся, их будущего самоопределения; -воспитание у обучающихся положительного отношения к труду как к важнейшей жизненной ценности, как основному способу достижения жизненного благополучия человека; -воспитание трудолюбия и уважения к людям труда, к культурным традициям; -воспитание социальной ценности трудового задания, умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы; -воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, ответственности), навыков культурного поведения. Изучение этого учебного предмета в 5-9 классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой 3 подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков, развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья. 2. Общая характеристика учебного предмета. В первые годы профессионального обучения первостепенное внимание уделяется правильности выполнения обучающимися практических умений и технологических приемов. В последующем наращивается степень овладения трудовыми навыками и темп работы. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых обучающиеся выполняют изученные виды работ. Специализация профессионального обучения предусматривается программой в 8-9 классах. Программа по предмету «Столярное дело» составлена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции. Основная форма обучения – урок. Объяснение теоретического материала должно быть четким и носить исчерпывающий характер, чтобы ученик мог спланировать свою работу и самостоятельно ее выполнить. Для эффективности работы применяются следующие методы: словесные; наглядные; практические и такие приемы, как подбор занимательного материала, использование индивидуальных заданий, индивидуальный и дифференцированный подходы, планирование предстоящей работы, словесный отчет о проделанной, логические поисковые задания, работа творческого характера. Выбор метода и приема определяется возрастными, а также индивидуальными и типологическими особенностями обучающихся. Обучение столярному делу имеет практическую и коррекционную направленность. Практическая направленность обучения заключается в том, что все знания и навыки, обучающиеся получают практическим путем в процессе упражнений. Коррекционная направленность заключается в использовании специфических методов и приемов обучения с целью исправления психофизических недостатков с опорой на сохранные возможности. Для каждого этапа обучения характерны определенные методические приемы, учитывающие специфику каждого обучающегося. 4 Особое внимание в данной программе уделяется усвоению и соблюдению правил безопасной работы, приучению обучающихся к соблюдению дисциплинарных требований, использованию речи для взаимодействия в процессе труда. Объем работ, выполнение которых запланировано, невелик. Учителю следует стремиться к тому, чтобы обучающиеся доводили начатое дело до конца, имели время для достижения максимального для их возможностей качества изделия. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров осознанного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, анализа жизненных историй, поступков и ситуаций организуется путём проведения единых тематических уроков в образовательных областях: язык и речевая практика, естествознание, человек и общество, искусство, технология. Применение на уроках совместных интерактивных форм работы дают обучающимся возможность приобретения эстетических и нравственных переживаний, помогают осваивать опыт ведения диалога, излагать личное мнение, искать пути решения поставленных задач, воспитывают умение работать в парах и группах, в команде, распределять роли и добиваться совместного результата. Реализация вышеизложенных идей, форм и видов воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями на школьном уроке предусматривает использование соответствующих педагогических технологий, которые существенным образом перестраивают учебный процесс, обеспечивая взаимодействие его участников, обеспечивая высокий воспитательный результат обучения. С целью решения вопросов по профориентации обучающихся на уроках по предмету «Труд (технология)» планируется включать материал, направленный на знакомство обучающихся с многообразием мира профессий; на формирование умения осознавать особенности своей личности готовой к самостоятельной жизни с учетом профессионального самоопределения. На уроках, где рассматриваются вопросы профориентационного характера, решаются следующие задачи - в 5–9 классах: - работа направлена на развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование личного образа); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: строительства, 5 технике, сельском хозяйстве, сфере бытового обслуживания. Создаются условия для выполнения обучающимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. Каждая четверть заканчивается практическим повторением, основная цель которого направлена на закрепление технико-технологических знаний, общетрудовых умений и развитие у обучающихся профессиональных навыков. 3. Место учебного предмета в учебном плане школы. Учебный предмет «Труд(технология)» по профилю «Столярное дело» в 5-9 классах входит в обязательную образовательную область технология учебного плана МАОУ СОШ№1 им.Н.И.Кондратенко для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Реализуется в урочной деятельности в соответствии с годовым календарным графикомисанитарноэпидемиологическими правилами и нормами. Основная форма обучения – урок, на которых происходит формирование у обучающихся теоретических и практических знаний. Продолжительность одного урока 40 минут. Класс Количество часов в Количество часов в год неделю 5 6 204ч. 6 7 238ч. 7 8 272ч. 8 8 272ч. 9 8 272ч. 4. Планируемые результаты изучения учебного предмета. Требования к результатам освоения АООП (БУД) Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Труд (технология)» определяются с учетом психофизических особенностей обучающихся. Исключаются требования к овладению недоступными для реализации видами учебно-практической деятельности. Планируемые результаты изучения учебного предмета включают в себя два уровня: минимальный и достаточный. Минимальный уровень: -знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; 6 -представления об основных свойствах используемых материалов; -знание правил хранения материалов, санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами; -отбор (с помощью педагогического работника) материалов и инструментов, необходимых для работы; -представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора); -представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы; -владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание); -чтение (с помощью педагогического работника) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; -представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство); -понимание значения и ценности труда; -понимание красоты труда и его результатов; -заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе; -понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; -выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится» и (или) «не нравится»); -организация (под руководством педагогического работника) совместной работы в группе; -осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности; -выслушивание предложений и мнений других обучающихся, адекватное реагирование на них; -комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения других обучающихся, высказывание своих предложений и пожеланий; -проявление заинтересованного отношения к деятельности своих других обучающихся и результатам их работы; -выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков труда (технологии); -посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы и окружающей среды. Достаточный уровень: 7 -определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности; -экономное расходование материалов; планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы; -знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; -понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности. Базовые учебные действия. Личностные учебные действия: -Испытывать чувство гордости за свою страну. -Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей. -Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности. Коммуникативные учебные действия: -Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.). -Использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. -Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. -Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. -Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. -Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные учебные действия: -Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию. -Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном 8 материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. -Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки: 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического работника; 4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника; 5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех обучающихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. В соответствии с требованиями Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Организация самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД. 5. Система оценки достижения результатов освоения программы. обучающимися планируемых Система контроля в процессе обучения предполагает - наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием обучающихся; - мотивированная оценка знаний и умений; 9 -проведение самостоятельных работа по окончанию четверти; -непосредственный контроль выполнения трудовых приемов и операций в практической деятельности; - устный опрос; - проведение мониторинга качества успешности; -самоконтроль; -взаимоконтроль. Формы оценивания: Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты: - Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы). - Прилежание ученика во время работы. - Степень умственной отсталости. - Уровень патологии органов зрения, слуха и речи. - Уровень физического развития ученика. За теоретическую часть: Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии. Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы. Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы. Оценка «2» не ставится, дорабатывается индивидуально. За практическую работу: Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно. Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно. Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя. Оценка «2» не ставится, дорабатывается индивидуально. За контрольную работу: 10 Оценка «5» ставится ученику, если учебный материал изложен в полном объёме в соответствии с требованиями учебной программы и обучающийся может самостоятельно подтвердить ответ конкретными примерами. Оценка «4» ставится ученику, если учебный материал в основном усвоен, но ученик допускает незначительные ошибки при его изложении. Оценка «3» ставится ученику, если учебный материал не усвоен в полном объеме, ученик допускает существенные ошибки при его изложении. Работа выполнена с помощью учителя. Оценка «2» не ставится, дорабатывается индивидуально. 6. Содержание учебного предмета. В рамках профиля «Столярное дело» обучающиеся получают знания о свойствах материала, использовании их в производстве, правилах обращения с инструментами; овладевают трудовыми умениями, которые приобретаются в процессе изготовления изделия; знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, креплением деталей и украшением изделия; приобретают навыки использования столярных инструментов и приспособлений, ухода за ними. В процессе изучения темы усваивают элементарные приемы изготовления некоторых инструментов и приспособлений; обучаются умениям и навыкам работы на сверлильном и токарном станках, применению лаков, клеев, красок, красителей для изготовления изделия; учатся составлять и читать эскизы и чертежи, планировать последовательность выполнения трудовых операций, оценивать результаты качества своей и чужой работы; изучают технику безопасности, гигиену труда; знакомятся с эстетической стороной (художественной отделкой) при изготовлении изделия. Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии: 1. Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов, используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и прочие). 2. Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда, приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования - качество и производительность труда. 3. Технологии изготовления: основные профессиональные операции и действия, технологические карты. Выполнение отдельных трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагогического работника. Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний. 11 4. Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения. Содержание программы 5 класс Вводное занятие Сообщение темы занятий на четверть. Уточнение правил поведения обучающихся в мастерской. Правила безопасности в работе синструментом. Пиление столярной ножовкой Изделие.Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы. Заготовки для последующих работ. Теоретические сведения.Понятие плоская поверхность. Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Виды брака припилении. Правила безопасности при пилении и работе шкуркой. Столярные инструменты и приспособления Виды (измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло), устройство, правила пользования и назначение. Понятие припуск на обработку. Материалы для изделия: шлифовальная шкурка, водные краски. Умение.Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стусле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «пакете». Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью размеров иформы детали с помощью линейки и угольника. Практические работы. Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Окрашивание изделий кисточкой. Промышленная заготовка древесины Теоретические сведения. Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойные, лиственные). Древесина:использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды, использование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ширина, толщина). Брусок: (квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец. Игрушки из древесного материала Изделие. Игрушечная мебель: стол, стул, банкетка и др. Теоретические сведения.Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Шило, назначение, пользование,правила безопасной работы. Умение.Работа шилом. Изображение детали (технический рисунок). Практические работы.Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосокфанеры. Одновременная 12 заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении. Подготовка отверстий для установкигвоздей с помощью шила. Сборка и контроль изделий. Сверление отверстий на станке. Изделие. Подставка для карандашей, кисточек из прямоугольного бруска, выстроганного по ширине и толщине (основание — изфанеры или дощечки). Теоретические сведения.Понятия сквозное и несквозное отверстие. Настольный сверлильный станок: назначение и основныечасти. Сверла: виды (спиральное, перовое), назначение. Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке. Умение.Работа на настольном сверлильном станке. Практические работы.Разметка параллельных (одинаково удаленных друг от друга) линий по линейке и угольнику. Креплениесверла в патроне сверлильного станка. Работа на сверлильном станке с применением страховочного упора. Сверление несквозныхотверстий по меловой отметке на сверле или с муфтой. Контроль глубины сверления. Игрушки из древесины и других материалов. Изделия.Модели корабля, гусеничного трактора, грузового автомобиля. Теоретические сведения. Рашпиль, напильник драчевый, коловорот: устройство, применение, правила безопасной работы. Шурупы, отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы Умение. Работа рашпилем, напильником, коловоротом, отверткой. Организовать работы на верстаке. Наглядное пособие. Изображения (рисунки, фотографии) корабля, гусеничного трактора, грузовика. Практические работы. Крепление заготовок в заднем зажиме верстака.Изготовление деталей. Обработка закругленных поверхностей рашпилем (драчевым напильником). Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов и клея. Выжигание. Объекты работы. Ранее выполненное изделие (игрушечная мебель, подставка и др.). Теоретические сведения. Электровыжигатель: устройство, действие, правила безопасности при выжигании. Правила безопасностипри работе с лаком. Умение. Работа электровыжигателем. Работа с лаком. Перевод рисунка на изделие Практические работы. Подготовка поверхности изделия к выжиганию. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальнойбумаги. Работа выжигателем. Раскраска рисунка. Нанесение лака на поверхность изделия. 13 Пиление лучковой пилой. Теоретические сведения. Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница между операциями. Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления, правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры предупреждения. Умение. Работа лобзиком. Практические работы. Подготовка рабочего места. Разметка заготовки по заданным размерам. Подготовка лучковой пилы кработе. Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Пиление поперек и вдоль волокон. Контроль правильности пропила угольником. Строгание рубанком. Изделие. Заготовка деталей изделия. Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение, последовательность разметки при строгании. Общее представление о строении древесины: характере волокнистости и ее влияние напроцесс строгания. Рубанок: основные части, правила безопасного пользования, подготовка к работе. Умение. Работа рубанком. Практические работы. Крепление черновой заготовки на верстаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой иугольником. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы. Соединение деталей с помощью шурупов. Изделие. Настенная полочка. Теоретические сведения. Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной.Раззенковка, устройство и применение.Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью.Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия), виды линий: видимого контура, размерная, выносная. Умение. Работа раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью. Упражнение.Сверление отверстий на отходах материалов ручной дрелью. Практические работы.Осмотр заготовок. Подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением. Зенкование отверстий. Завинчивание шурупов. Проверка правильности сборки. Отделка изделия шлифовкой и лакированием. Изготовление кухонной утвари. Изделия.Разделочная доска, кухонная лопаточка, ящик для хранения кухонного инструмента на занятиях по домоводству. 14 Теоретические сведения.Работа в тетради: построение, нанесение размеров, отличие чертежа от технического рисунка. Древесинадля изготовления кухонных инструментов и приспособлений. Выполняемое изделие: назначение, эстетические требования. Умение. Выполнение чертежа, ориентировка в работе по чертежу. Практические работы.Подбор материала и подготовка рабочего места. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия.Строгание. Чистовая разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы. Соединение рейки с бруском врезкой. Изделие.Подставка из реек для цветов. Теоретические сведения.Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина. Необходимость плотнойподгонки соединений. Требования к качеству разметки.Стамеска: устройство, применение, размеры, правила безопасной работы. Умение.Работа стамеской. Пользование чертежом. Выполнение соединений врезкой. Упражнение. Запиливание бруска на определенную глубину (до риски) внутрь от линии разметки. Удаление стамескойподрезанного материала. (Выполняется на материалоотходах). Практические работы.Строгание брусков и реек по чертежу. Одновременная разметка пазов на двух брусках. Выполнение пазов. Соединение и подгонка деталей. Предупреждение неисправимого брака. Содержание программы 6 класс Вводное занятие.. Техника безопасности. Изготовление изделия из деталей круглого сечения Изделия. Швабра. Детская лопатка. Ручка для лопатки. Грабли. Теоретические сведения. Диагонали. Нахождение центра квадрата, прямоугольника проведениемдиагоналей. Материал для ручки лопаты, швабры, граблей. Правила безопасности при строгании и отделке изделия. Практические работы. Выпиливание заготовки по заданным размерам. Выстрагивание бруска квадратного сечения. Разметка центра на торце заготовки. Сострагивание ребер восьмигранника (скругление). Обработка напильником и шлифование. Проверка готовой продукции. Строгание. Разметка рейсмусом Изделие. Заготовка для будущего изделия. Теоретические сведения.Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение, правилабезопасной работы. Лицевая сторона бруска: выбор, обозначение, последовательность строгания прямоугольной заготовки. 15 Практические работы. Измерение заготовки (определение припусков на обработку). Выбор лицевой стороны. Строгание лицевой стороны и лицевой кромки. Контроль выполнения работы линейкой и угольником. Установка рейсмуса. Разметка толщины бруска и строгание до риски. Отпиливание бруска в размер по длине. Проверка выполненной работы. Геометрическая резьба по дереву Изделия. Учебная дощечка. Детали будущего изделия. Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, виды, материал, инструменты, геометрические узоры и рисунки. Правила безопасности при резьбе. Возможный брак при выполнении резьбы. Практические работы. Нанесение рисунка на поверхность заготовки. Вырезание геометрического орнамента. Отделка морилкой, анилиновыми красителями. Коллективный анализ выполненных работ. Угловое концевое соединение брусков вполдерева Изделие. Подрамник. Теоретические сведения. Шип: назначение, размеры (длина, ширина, толщина), элементы (боковые грани, заплечики). Основные свойства столярного клея. Последовательность подготовки клея к работе. Условия прочного склеивания деталей: плотность подгонки деталей, сухой материал, прессование, скорость выполнения операций. Практические работы. Разметка и выпиливание шипов. Подгонка соединения. Нанесение клея на детали. Проверка прямоугольности соединений, прессование (установка соединения в зажимах). Сверление древесины Теоретические сведения. Сверлильный станок: устройство, назначение. Правилабезопасности при работе. Зажимной патрон: назначение, устройство. Спиральное сверло с цилиндрическим хвостовиком: элементы. Диаметры. Инструменты для выполнения больших отверстий. Понятие диаметр отверстия. Обозначение диаметра отверстия на чертеже. Практические работы. Работа на сверлильном станке по бросовому материалу. Практическая работа. Изготовление самодельного сверла перового из проволоки, пробные сверления . Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки изделия. Изделие. Плечики-вешалка. Кронштейн для ампельных растений. Полочка с криволинейными деталями. Теоретические сведения. Пила выкружная (для криволинейного пиления). Учет направления волокон древесины при разметке деталей. Исправимый и неисправимый брак при пилении. Напильник драчевый, виды, назначение, формы. Стальная щетка для очистки напильника. Правила безопасной работы 16 стамеской, напильником, шлифовальной шкуркой. Выпуклые и вогнутые кромки детали. Радиус. Обозначение радиуса на чертеже. Скругление угла. Точки сопряжения. Практические работы. Разметка криволинейной детали по шаблону. Подготовка выкружной пилы к работе. Пиление по кривым линиям. Контроль прямоугольности пропила в направлении толщины доски. Строгание выпуклых кромок. Обработка кромокстамеской, напильником и шкуркой. По выбору учителя два—три изделия. Долбление сквозного и несквозного отверстия Изделия. Учебный брусок. Средник для лучковой пилы. Теоретические сведения. Гнездо как элемент столярного соединения. Виды (сквозное и глухое), размеры (длина, ширина, глубина). Столярное долото: назначение, устройство, сравнение со стамеской, определение качества, заточка, правила безопасного пользования. Прием долбления при ширине гнезда больше ширины долота.Брак при долблении: виды предупреждения. Установка рейсмуса для разметки гнезда. Линия невидимого контура чертежа. Практические работы. Разметка несквозного (глухого) и сквозного гнезда. Крепление детали при долблении. Последовательность долбления сквозного гнезда. Подчистка гнезда стамеской. Свойства основных пород древесины Теоретические сведения. Хвойные (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр), лиственные (дуб, ясень, бук, клен, вяз, береза, осина, ольха, липа, тополь) породы: произрастание, свойства древесины (твердость, прочность, цвет, текстура), промышленное применение. Определение древесных пород по образцам древесины. Практические работы. Определение пород древесины по образцам. Проверка на прочность и упругость различных пород . Угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный УК-1 Изделия. Рамка для табурета. Подрамник для стенда. Теоретические сведения. Применение соединения УК-1. Учет лицевых сторон деталей при разметке и сборке изделия: Условия прочности соединения. Чертеж и образец соединения УК-1. Правила безопасности при выполнении соединения. Практические работы. Изготовление чистовых заготовок. Разметка проушины с кромок и торца. Запиливание проушины внутрь от линий разметки. Разметка шипа. Запиливание шипа слева и справа от риски. Долбление проушины с двух сторон. Подгонка соединения и обозначение деталей. Проверка качества работы. Практическая работа. Изготовление стульчика, полки, шкафа и т.д. Содержание программы 7 класс 17 Вводное занятие Повторение пройденного в 6 классе. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности при работе в мастерской. Фугование Изделия. Подкладная доска для трудового обучения в младших классах. Чертежная доска. Теоретические сведения. Фугование: назначение, сравнение со строганием рубанком, приемы работы. Устройство фуганка и полуфуганка. Двойной нож: назначение, требования к заточке. Технические требования к точности выполнения деталей щитового изделия. Правила безопасной работы при фуговании. Умение. Работа фуганком с двойным ножом. Практические работы. Разборка и сборка полуфуганка. Подготовка полуфуганка к работе. Фугование кромок делянок. Проверка точности обработки. Склеивание щита в приспособлении. Строгание лицевой стороны щита. Заключительная проверка изделия. Хранение и сушка древесины Теоретические сведения. Значение правильного хранения материала. Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка. Виды брака при сушке. Правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке. Экскурсия. Склад лесоматериалов. Геометрическая резьба по дереву Объекты работы. Доска для резки продуктов. Ранее выполненное изделие. Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы. Геометрический орнамент: виды, последовательность действий при вырезании треугольников. Практические работы. Выбор и разметка рисунка. Нанесение рисунка на поверхность изделия. Крепление заготовки (изделия). Вырезание узора. Отделка изделий морилкой, анилиновыми красителями, лакированием. Практическое повторение Виды работы. Изготовление и украшение разделочной доски. Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК4Изделия.Табурет. Подставка для цветов. Теоретические сведения. Понятие шероховатость обработанной поверхности детали. Неровность поверхности: виды, причины, устранение. Шерхебель: назначение, устройство, особенности заточки ножа, правила безопасной работы. Последовательность строгания шерхебелем и рубанком. Зависимость чистоты пропила от величины и развода зуба пильного полотна. Ширина пропила. 18 Соединения УК-4:применение, конструктивные особенности. Анализ чертежа соединения. Чертеж детали в прямоугольных проекциях: главный вид, вид сверху, вид слева. Умение. Работа шерхебелем. Выполнение соединения УК-4. Анализ чертежа. Упражнение.Изготовление образца соединения УК-4 из материалоотходов. Практические работы. Обработка чистовой заготовки. Разметка соединения УК-4. Разметка глухого гнезда. Контроль долбления глухого гнезда. Спиливание шипа на полутемок. Сборка изделия без клея. Сборка на клею. Зажим соединений в приспособлении для склеивания. Непрозрачная отделка столярного изделия Теоретические сведения. Назначение непрозрачной отделки. Отделка клеевой, масляной и эмалевой красками. Основные свойства этих красок. Ознакомление с производственными способами нанесения красок. Время выдержки окрашенной поверхности. Промывка и хранение кистей. Шпатлевание углублений, трещин, торцов. Сушка и зачистка шлифовальной шкуркой. Отделка олифой. Правила безопаснойработы при окраске. Умение. Шпатлевание. Работа с клеевой, масляной и эмалевой красками, олифой. Упражнение.Распознавание видов краски по внешним признакам. Обработка деталей из древесины твердых пород Изделия.Ручки для молотка, стамески, долота. Теоретические сведения. Лиственные твердые породы дерева: береза, дуб, бук, рябина, вяз, клен, ясень. Технические характеристики каждой породы: твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом. Сталь (качество). Резец столярногоинструмента: угол заточки. Требования к материалу для ручки инструмента. Приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков. Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка и выпиливание заготовок с учетом направления волокон древесины. Обработка и отделка изделий. Насадка ручек. Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2 Изделие. Рамка для портрета. Теоретические сведения.Применение бруска с профильной поверхностью. Инструменты для строгания профильной поверхности. Механическая обработка профильной поверхности. Устройство и назначение зензубеля, фальцгобеля. Приемы разметки соединения деталей с профильными поверхностями. Правила безопасной работы зензубелем и фальцгобелем. Умение. Работа зензубелем, фальцгобелем. Выполнение соединения УК-2. Упражнение.Изготовление соединения УК-2 из материалоотходов. 19 Практические работы. Разборка и сборка фальцгобеля, зензубеля. Разметка и строгание фальцафальцгобелем. Подчистка фальца зензубелем. Круглые лесоматериалы Теоретические сведения. Бревна, кряжи, чураки. Хранение круглых лесоматериалов. Стойкость пород древесины к поражению насекомыми, грибами, гнилями, а также к растрескиванию. Защита древесины от гниения с помощью химикатов. Вредное воздействие средств для пропитки древесины на организм человека. Способы распиловки бревен. Практическое повторение Виды работы. Изготовление соединения УК-2 из материалоотходов. Изготовление табурета, рамки для портрета. Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2 Изделия.Ящик для стола, картотеки, аптечка. Теоретические сведения.ящичное соединение. Виды: соединение на шип прямой открытый УЯ-1, соединение на шип «ласточкин хвост» открытый УЯ-2, конструкция, сходство и различие видов, применение. Шпунтубель: устройство, применение, наладка.Малка и транспортир, устройство, применение. Умение. Работа шпунтубелем. Выполнение углового ящичного соединения. Упражнения. Измерение углов транспортиром. Установка на малке заданного угла по транспортиру. Изготовление углового ящичного соединения из материалоотходов. Практические работы. Строгание и торцевание заготовок по заданным размерам. Разметка шипов и проушин рейсмусом и угольником. Установка малки по транспортиру. Разметка по малке или шаблону. Запиливаниеи долбление проушин, выполнение шипов. Вырубка паза по толщине фанеры шпунтубелем. Сборка «насухо» и склеивание ящичных соединений. Свойства древесины Теоретические сведения.Древесина: внешний вид, запах, микроструктура, влажность, усушка и разбухание, плотность, электро-и теплопроводность. Основные механические свойства (прочность на сжатие с торца и пласти, растяжение, изгиб и сдвиг), технологические свойства (твердость, способность удерживать металлические крепления, износостойкость, сопротивление раскалыванию). Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки Изделие.Ручка для ножовки. Теоретические сведения. Выпуклая и вогнутая поверхности. Сопряжения поверхностей разной формы. Гнездо, паз, проушина, сквозное и несквозное отверстия.Сверло: виды пробочное бесцентровое, спиральное с центром и 20 подрезателями, цилиндрическое спиральное с конической заточкой, устройство. Зенкеры простой и комбинированный. Заточка спирального сверла. Обозначение радиусных кривых на чертеже. Соотношение радиуса и диаметра. Умение.Выполнение гнезда, паза, проушины, сквозного и несквозного отверстий. Практические работы.Подбор материала для изделия. Разметка деталей криволинейной формы с помощью циркуля и по шаблону.Разметка центров отверстий для высверливания по контуру. Высверливание по контуру. Обработка гнезд стамеской и напильником. Практическое повторение. Ручка для ножовки. Содержание программы 8 класс Вводное занятие Повторение пройденного материала за 7 класс. План работы на четверть. Правила безопасности. Заделка пороков и дефектов древесины Объекты работы. Заготовки для предстоящих работ и материалоотходов. Теоретические сведения. Дефекты и пороки древесины. Группы пороков древесины. Дефекты обработки и хранения. Шпатлевка, назначение, виды (сухая, жидкая), характеристика по основному составу пленкообразующего вещества (масляная,клеевая, лаковая и др.). Станок одношпиндельный сверлильный: назначение, конструкция, устройство механизмов. Ознакомление с многошпиндельным сверлильным и сверлильно-пазовальным станками. Устройство для крепления сверла. Правила безопасной работы при сверлении. Уборка и смазка сверлильного станка. Организация рабочего места для сверления. Подготовка сверлильного станка к работе. Сверление сквозных и глухих отверстий. Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным сверлением. Умение.Заделка пороков и дефектов древесины. Упражнения. Определение пороков и дефектов древесины. Усвоение приемов заделки на материалоотходах. Практические работы. Выявление дефектов, требующих заделки. Определение формы дефекта. Выполнение разметки под заделку. Высверливание, долбление отверстия. Изготовление заделки. Вставка заделки на клею. Застрагивание заделки. Пиломатериалы Теоретические сведения.Пиломатериалы: виды (брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки), назначение и характеристика основных видов, получение, хранение и обмер, стоимость. Умение.Распознавание видов пиломатериалов. 21 Упражнение.Определение вида пиломатериала на рисунке и по образцу. Изготовление столярно-мебельного изделия Изделия.Скамейка. Табурет. Выставочная витрина. Теоретические сведения. Мебель: виды (стул, кресло, стол, шкаф, тумба, комод, сервант, диван, диван-кровать, кушетка, тахта), назначение и комплектование для разных помещений. Ознакомление с производственным изготовлением мебели. Содержание сборочного чертежа: спецификация и обозначение составных частей изделия (сборочных единиц). Умение.Распознавание вида работ. Упражнения.Определение вида мебели на рисунке и по натуральному образцу. Практические работы.Чтение технической документации. Изготовление рамок, коробок, подвижных и неподвижных элементов мебели. Подготовка изделия к отделке, отделка изделия. Практическое повторение Виды работы. Изготовление табурета, аптечки. Изготовление разметочного инструмента Изделия. Угольник столярный. Ярунок. Рейсмус. Теоретические сведения.Разметочный инструмент: материал, качество изготовления, точность. Ярунок: назначение, применение. Умение. Приготовление разметочного инструмента. Упражнения.Проверка состояния и пригодности к работе имеющихся в мастерской линеек и угольников. Практические работы. Подбор материала для изделия. Подготовка рубанка для строгания древесины твердой породы. Изготовление инструмента. Проверка изготовленного угольника контрольным угольником и на доске с отфугованной кромкой. Установка малки по транспортиру. Проверка ярунка. Токарные работы Изделия.Ручки для напильников, стамесок, долот. Ножки для табурета, журнального столика. Солонка. Коробочка для мелочи. Теоретические сведения.Токарный станок: управление, уход, неисправности и меры по предупреждению поломки. Правила безопасной работы. Скоба и штангенциркуль. Устройство штангенциркуля. Использование нулевого деления нониуса (отсчет до целых миллиметров). Практические работы.Разметка скобой. Снятие конуса резцом. Выполнение шипов у ножек. Сверление с использованием задней бабки. Проверка размеров изделия кронциркулем и штангенциркулем. Практическое повторение Виды работы.Изготовление скамейки, ярунка, солонки. 22 Изготовление строгального инструмента Изделие.Шерхебель. Теоретические сведения.Инструмент для ручного строгания плоскости: технические требования. Материал для изготовления. Расположение годичных колец на торцах колодки. Экономические и эстетические требования к инструментам. Умение. Изготовление строгального инструмента. Практические работы. Подбор заготовки для колодки строгального инструмента. Фугование заготовки для колодки. Разметка и обработка колодки. Подгонка «постели» по ножу. Обработка и подгонка клина. Проверка выполненного изделия. Представление о процессе резания древесины Объект работы. Деревообрабатывающий инструмент. Теоретические сведения. Резец: элементы, основные грани и углы при прямолинейном движении. Виды резания в зависимости от направления движения резца относительно волокон древесины (продольное, поперечное, торцевое). Движения резания и подачи.Влияние на процесс резания изменения основных углов резца. Лабораторная работа. Определение формы (элементов геометрии) резцов разных дереворежущих инструментов. Изготовление столярно-мебельного изделия Изделия.Несложная мебель в масштабе 1: 5. Теоретические сведения. Технология изготовления сборочных единиц (рамки, коробки, щиты, опоры). Способы соединения в сборочных зажимах и приспособлениях. Зависимость времени выдержки собранного узла от вида клея, температурных условий,конструкции узла и условий последующей обработки. Брак при сборке изделия: предупреждение, исправление. Металлическая фурнитура для соединения сборочных единиц. Учет производительности труда. Бригадный метод работы. Умение. Изготовление простейшей мебели. Практические работы. Подбор материала для изделия. Организация рабочего места. Изготовление деталей и сборочных единиц. Сборка и отделка изделия. Организация пооперационной работы. Проверка изделий. Учет и коллективное обсуждение производительности труда. Практическое повторение Виды работы.Изготовление столярного угольника, выставочной витрины. Ремонт столярного изделия Объекты работы.Стул. Стол. Шкаф. Теоретические сведения.Износ мебели: причины, виды. Ремонт: технические требования к качеству, виды (восстановление шиповых соединений, покрытий 23 лицевой поверхности, использование вставок, замена деталей), правила безопасности при выполнении. Умение.Ремонт простейшей мебели. Практические работы. Выявление повреждений на мебели. Подготовка к переклейке соединения. Переклейка соединения. Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками. Восстановление облицовки. Изготовление и замена поврежденных деталей. Безопасность труда во время столярных работ Теоретические сведения.Значение техники безопасности (гарантия от несчастных случаев и травм). Причины травмы: неисправность инструмента или станка, неправильное складирование или переноска рабочего материала, ошибки при заточке или наладке инструмента, неосторожное обращение с электричеством. Меры предохранения от травм. Возможность быстрого возгорания древесных материалов, материалоотходов, красок, лаков и других легковоспламеняющихся жидкостей.Предупреждение пожара. Действия при пожаре. Крепежные изделия и мебельная фурнитура Теоретические сведения. Гвоздь: виды (строительный, тарный, обойный, штукатурный, толевый, отделочный), использование. Шуруп: виды, назначение. Стандартная длина гвоздя и шурупа. Болт, винт, стяжка, задвижка, защелка, магнитный держатель, полкодержатель, петля: виды, назначение. Умение.Распознавание видов крепежных изделий и мебельной фурнитуры. Упражнения.Определение названий крепежных изделий и мебельной фурнитуры по образцам. Определение длины гвоздя на глаз. Практическое повторение Виды работы.Изготовление крепежных изделий. Содержание программы 9 класс Вводное занятие. Повторение пройденного в 8 классе. План работы на четверть. Художественная отделка столярного изделия. Изделия.Шкатулка. Коробка для шашек, шахмат. Теоретические сведения.Эстетические требования к изделию. Материал для маркетри. Цвет, текстура разных древесных пород.Окрашивание ножевой фанеры. Перевод рисунка на фанеру. Инструменты для художественной отделки изделия: косяк, циркуль-резак,рейсмус-резак.Правила пожарной безопасности, в столярной мастерской. Причины возникновения пожара. Меры предупреждения пожара.Правила пользования электронагревательными приборами. Правила поведения при пожаре. Использование первичных средств дляпожаротушения. 24 Практические работы. Организация рабочего места. Выполнение столярных операций по изготовлению изделия-основы. Разметка штапиков и геометрического рисунка. Нарезание прямых полос. Нарезание штапиков. Нарезание геометрических фигур.Набор на бумагу геометрического орнамента. Наклеивание набора на изделие. Мебельное производство. Изготовление моделей мебели Изделия. Игрушечная мебель в масштабе 1:2 (1:5) от натуральной для школьной игровой комнаты. Теоретические сведения. Виды мебели: по назначению (бытовая, офисная, комбинированная), по способу соединения частей (секционная, сборноразборная, складная, корпусная, брусковая). Эстетические и техникоэкономические требования к мебели. Элементы деталей столярного изделия: брусок, обкладка, штапик, филенка, фаска, смягчение, закругление, галтель, калевка, фальц (четверть), платик, свес, гребень, паз. Практические работы. Изучение чертежей изготовления деталей и сборки изделия. Выполнение заготовительных операций. Разметка и обработка деталей. Сборка узлов «насухо». Подгонка деталей и комплектующих изделий, сборка на клею. Проверкавыполненных работ. Трудовое законодательство Теоретические сведения. Порядок приема и увольнения с работы. Особенности приема и увольнения с работы на малых предприятиях региона. Трудовой договор. Права и обязанности рабочих на производстве. Перевод на другую работу, отстранение от работы. Виды оплаты труда. Охрана труда. Порядок разрешения трудовых споров. Трудовая и производственная дисциплина. Продолжительность рабочего времени. Перерывы для отдыха и питания. Выходные и праздничные дни. Труд молодежи. Действия молодого рабочего при ущемлении его прав и интересов на производственном предприятии. Практическое повторение Виды работы. Выполнение изделий по заказу школы.По выбору учителя. Строительное производство Плотничные работы Теоретические сведения.Содержание плотничных работ на строительстве. Теска древесины: организация рабочего места, правила безопасности. Подготовка инструментов и приспособлений к работе: проверка правильности насадки топорища, заточка и правка топора наточиле и бруске. Укладка на подкладки, крепление скобами и клиньями бревен. Разметка торцов бревен и отбивка линий обтески шнуром. Теска бревен на канты. Отеска кромок досок. Выборка четвертей и пазов. Соединение бревна и бруска с помощью врубок: разметка врубок по шаблонам, сращивание, наращивание и соединение бревна и бруска под углом. 25 Сплачивание доски и бруска (делянки) в щит.Правила безопасности при изготовлении строительных конструкций. Проверка качества выполненной работы. Дисковая электропила и электрорубанок, устройство, работа, правила безопасности. Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия Теоретические сведения. Хвойные и лиственные лесоматериалы: использование, обмер и хранение. Виды пиломатериала: брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки. Виды досок в зависимости от способа распиловки бревна. Заготовка: назначение, виды по обработке (пиленая, клееная, калиброванная). Фрезерованные деревянные детали для строительства: плинтусы, наличники, поручни, обшивки, раскладки. Материалы и изделия для настилки пола (доски, бруски, линолеум, ковролин, плитка, плинтус): свойства и применение. Паркет штучный, паркетные доски и щиты: назначение, технические условия применения. Изготовление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ. Изделия.Терки. Гладилка. Соколы. Растворный ящик. Малка для штукатурных работ. Ручки для штукатурных инструментов. Теоретические сведения.Характеристика изготовляемых изделий, назначение, технические требования к качеству выполнения. Понятия черновая и чистовая заготовки. Практические работы.Подбор материала. Раскрой материала в расчете на несколько изделий. Рациональная последовательность выполнения заготовительных, обрабатывающих и отделочных операций. Проверка готовых деталей и изделий. Мебельное производство Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности Изделия. Мебель для школы. Теоретические сведения.Назначение облицовки столярного изделия. Шпон: виды (строганый, лущеный). Свойства видов, производство. Технология облицовки поверхности шпоном. Применяемые клеи. Виды наборов шпона («в елку», «в конверт», «в шашку»). Облицовочные пленочный и листовой материалы: виды, свойства. Облицовка пленками. Практические работы. Изготовление мебели. Подготовка шпона и клеевого раствора. Наклеивание шпона запрессовкой и с помощью притирочного молотка. Снятие свесов и гуммированной ленты. Выполнение облицовки пленкой. Мебельная фурнитура и крепежные изделия Теоретические сведения.Фурнитура для подвижного соединения сборочных единиц (петли, направляющие). Виды петель. Фурнитура для неподвижного 26 соединения сборочных единиц (стяжки, крепежные изделия, замки, задвижки, защелки, кронштейны, держатели, остановы). Фурнитура для открывания дверей и выдвигания ящиков. Столярные и плотничные ремонтные работы. Объект работы. Изделие с дефектом. Теоретические сведения. Дефект столярно-строительного изделия: виды, приемы выявления и устранения. Правила безопасности при выявлении и устранении дефектов. Ремонт столярных соединений: замена деталей с отщепами, сколами, трещинами, покоробленностью; заделка трещин. Ремонт оконной рамы, двери, столярной перегородки, встроенной мебели: исправление ослабленных соединений, установка дополнительных креплений, ремонт и замена деталей. Практические работы. Осмотр изделия, подлежащего ремонту. Выявление дефектов. Составление дефектной ведомости. Подготовка изделия к ремонту. Устранение дефекта. Проверка качества работы. Изоляционные и смазочные материалы. Теоретические сведения. Виды теплоизоляционного материала: вата минеральная и теплоизоляционные плиты из нее, пакля, войлок. Плиты из пенопласта, мягкие древесноволокнистые плиты, применение. Гидроизоляционная пленка, виды, применение. Смазочный материал: назначение, виды, свойства. Масло для консервирования металлических изделий: виды, антисептирующие и огнезащитные материалы. Практическое повторение. Виды работы. По выбору учителя.Выполнение изделий по заказу школы. Мебельное производство. Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства. Теоретические сведения.Механизация и автоматизация на деревообрабатывающем предприятии. Изготовление мебели на крупных и мелких фабриках. Сравнение механизированного и ручного труда по производительности и качеству работы. Механизация и автоматизация столярных работ. Универсальные электроинструменты. Станки с программным управлением. Механизация облицовочных, сборочных и транспортных работ. Механическое оборудование для сборки столярных изделий. Значение повышения производительности труда для снижения себестоимости продукции. Экскурсия.Мебельное производство. Изготовление секционной мебели. Изделия.Мебельная стенка для кабинета. Стол секционный для учителя. Теоретические сведения. Секционная мебель: преимущества, конструктивные элементы, основные узлы и детали (корпус, дверь, ящик, полуящик, фурнитура). 27 Установка и соединение стенок секции. Двери распашные, раздвижные и откидные. Фурнитура для навески, фиксации и запирания дверей. Практические работы. Сборка комбинированного шкафа из секций. Подгонка и установка дверей, ящиков, полок. Установка фурнитуры. Разработка, перенос и монтаж комбинированного шкафа. Проверка открывания дверей. Практическое повторение Виды работы. Выполнение изделий по заказу школы.По выбору учителя. Строительное производство. Плотничные работы. Изделия.Перегородка и пол в нежилых зданиях. Теоретические сведения.Устройство перегородки. Способы установки и крепления панельной деревянной каркасно-обшивной перегородки к стене и перекрытию.Устройство дощатого пола. Технология настилки дощатого пола из досок и крепления гвоздями к лагам. Виды сжима длясплачивания пола. Настилка пола. Устранение провесов при настилке. Правила безопасности при выполнении плотничных работ. Практические работы.Монтаж перегородки, пола, лестничного марша в строении из деревянных конструкций. Кровельные и облицовочные материалы. Теоретические сведения.Назначение кровельного и облицовочного материалов. Рубероид, толь, пергамин кровельный, стеклорубероид, битумные мастики: свойства, применение. Лист асбоцементный: виды (плоский, волнистый), свойства. Кровельный материал: виды (сталь «кровельное железо», черепица, металлочерепица), область применения. Картон облицовочный, лист гипсокартонный, применение. Настилка линолеума. Теоретические сведения.Линолеум: применение при строительстве зданий, виды для покрытия пола, характерные особенности видов. Мастики для наклеивания. Виды оснований и линолеума к настилке. Инструменты для резки линолеума. Правила резки линолеума с учетом припуска по длине. Виды и приемы наклеивания линолеума на основание. Прирезка его стыков и приклеивание кромок. Способы соединения линолеума на войлочной подоснове в дверных проемах. Виды дефектов в линолеумных полах. Их предупреждение и устранение. Организация рабочего места и правила безопасной работы при настилке линолеума. Фанера и древесные плиты. Технические сведения.Изготовление фанеры, ее виды (клеевая, облицованная строганным шпоном, декоративная), размеры и применение. Свойства фанеры, ее отношение к влаге. Сорта и пороки фанеры. Древесностружечные и 28 древесноволокнистые плиты. Их виды, изготовление, применение, размеры и дефекты, особенности в обработки. Практическое повторение.Выполнение изделий по заказу школы – экзаменационные. Подготовка к экзамену. 7. Тематическое планирование. Тематическое распределение количества часов в 5 классе: № п/п Раздел Кол-во часов 1. Вводное занятие. 2 2. Пиление столярной ножовкой. 2 3. Столярные инструменты и приспособления 2 4. Практические работы. Пиление брусков 16 5. Промышленная заготовка древесины 6 6. Игрушки из древесного материала. 2 18 16. Практические работы. Игрушки из древесного материала. Игрушки из древесины и других материалов. Практические работы. Игрушки из древесины и других материалов. Сверление отверстий на станке. Практические работы. Сверление отверстий. Выжигание. Практические работы. Выжигание. Соединение деталей с помощью шурупов. Практические работы. Соединение деталей с помощью шурупов. Пиление лучковой пилой. 17. Практические работы. Пиление лучковой пилой. 18 18. 19. 20. Строгание рубанком. Практические работы. Строгание рубанком. Соединение рейки на гвоздях и шурупах. 2 28 2 21. Практические работы. Соединение рейки на гвоздях и шурупах. Изготовление кухонной утвари. Практические работы. Изготовление разделочной доски. 22 7. 8. 9. 10. 11. 12 13. 14. 15. 22. 23. 29 2 10 2 22 2 16 4 8 2 2 14 Итого № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 204 Тематическое распределение количества часов в 6 классе: Разделы, темы. Рабочая программа Вводное занятие 2 Геометрическая резьба по дереву. 2 Практические работы. 12 Геометрическая резьба по дереву. Изготовление изделия из деталей круглого сечения 2 Практические работы 10 Изготовление ручки для лопатки. Строгание. Разметка рейсмусом 2 Практические работы 18 Строгание бруска до линии разметки. Практическое повторение 20 Изделия для школы. Ремонт С/Х инвентаря Угловое концевое соединение вполдерева брусков 2 Практические работы 8 Изготовление соединения вполдерева. Сверление. 4 Практические работы 20 Сверление отверстий. Криволинейное пиление. Обработка криволинейной 2 кромки Практические работы 8 Пиление по линиям разметки. Практическое повторение 14 Строгание рубанком. Угловое серединное соединение на шип одинарный 2 сквозной УС-3 Практические работы 14 Изготовление соединения УС-3 Свойства основных пород древесины 4 Долбление сквозного и несквозного гнезда Практические работы Изготовление гнезд (сквозного и глухого) Практическое повторение 30 2 24 16 22 23 24 25 26 27 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Сверление отверстий. Угловое концевое соединение на шип открытый 2 сквозной одинарный УК-1 Практические работы 14 Изготовление соединения УК-1 Заточка стамески и долото 2 Практические работы 12 Заточка стамески, долото. Склеивание 2 Практическое повторение 18 Заточка стамески, долото. Итого 238 Тематическое распределение количества часов в 7 классе: Разделы, темы. Рабочая программа Вводное занятие. 2 Фугование. 4 Практические работы. Фугование. 16 Хранение и сушка древесины. 2 Экскурсия. Склад лесоматериалов. 2 Геометрическая резьба по дереву. 2 Практические работы. Геометрическая резьба по 20 дереву. Практическое повторение. Изготовление разделочной 8 доски. Токарные работы. 4 Практические работы. Токарные работы. 40 Угловое концевое соединение на шип с полупотемком 6 несквозной УК-4. Практические работы. Изготовление подставки для 10 цветов. Скамейки. Непрозрачная отделка столярного изделия. 6 Обработка деталей из древесины твердых пород. 4 Практические работы. Изготовление ручки для 36 молотка. Угловое концевое соединение на ус со вставным 6 плоским шипом сквозным УК-2. Практические работы. Изготовление рамки для 20 31 18 19 20 21 22 23 24 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 портрета. Круглые лесоматериалы. 2 Практическое повторение. Изготовление ручки для 20 молотка. Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2 2 Практические работы. Изготовление ящика. 20 Свойства древесины. 2 Выполнение криволинейного отверстия и выемки. 4 Обработка криволинейной кромки. Практические работы. Изготовление ручки для 34 ножовки. Итого 272 Тематическое распределение количества часов в 8 классе: Разделы, тема Рабочая программа Вводное занятие. 2 Заделка пороков и дефектов древесины. 16 Практические работы. Заделка пороков и дефектов 26 древесины. Пиломатериалы. 5 Изготовление столярно-мебельного изделия. 6 Изготовление рамок, коробок. 11 Практическое повторение. Изготовление аптечки. 7 Изготовление разметочного инструмента. 2 Практические работы. Изготовление угольника. 13 Токарные работы. 2 Практические работы. Токарные работы. 47 Практическое повторение. Изготовление скамейки. 6 Ремонт столярного изделия. 2 Практические работы. Ремонт столярного изделия. 47 Представление о процессе резания древесины. 2 Изготовление столярно-мебельного изделия. 2 Практические работы. Изготовление столярно-мебельного 20 изделия. Практическое повторение. Изготовление простейшей 24 мебели. Безопасность труда во время столярных работ. 5 32 20 Крепежные изделия и мебельная фурнитура. 21 Практические работы. Изготовление крепежных изделий. 23 Итого 272 Тематическое распределение количества часов в 9 классе: Разделы, темы. Рабочая программа Вводное занятие. 2 Художественная отделка столярного изделия. 6 Практические работы. 30 Художественная отделка столярного изделия. Доска для резки продуктов. Практическое повторение. Изготовление Выявление 28 повреждений на мебели и их устранение. Изготовление моделей мебели. 3 Практические работы. Изготовление моделей мебели. 12 Трудовое законодательство. 3 Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и 5 изделия. Изготовление строительных инструментов, 40 приспособлений, инвентаря. (Ручка для штукатурных инструментов.) Практические работы. Практическое повторение. Изготовление тёрки. 5 Изготовление несложной мебели с облицовкой 3 поверхности. Практические работы. Ремонт школьной мебели. 12 Мебельная фурнитура и крепежные изделия. 2 Столярные и плотничные ремонтные работы. 2 Практические работы. Ремонт школьной мебели. 46 Изоляционные и смазочные материалы. 2 Практическое повторение. Токарные работы. 20 Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства. 2 Изготовление секционной мебели. 2 Практические работы. Изготовление секционной мебели. 18 Кровельные и облицовочные материалы. 2 Настилка линолеума. 3 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 33 4 23 24 25 26 Фанера и древесные плиты. Строительное производство. 3 2 Практические работы. Настил дощатого пола. Практическое повторение. Ремонт школьной мебели. Итого 34 10 9 272