биология 7-9

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) разработана и утверждена на педсовете МАОУ
СОШ№1 им.Н.И.Кондратенко ст-цы Кущёвский в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) на основе документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
21.09.2022г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников";
- Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программамобразовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 5-9 классы (вариант 1); утверждённой педагогическим советом
от 31.08.2023г. протокол №1
- учебного плана образовательного учреждения;
с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также
образовательных потребностей и запросов участников образовательного
процесса.
1

Цель учебного предмета - формирование элементарных знаний об
окружающем мире, умения ориентироваться в окружающей среде,
использовать полученные знания в повседневной жизни.
Основные задачи изучения биологии:
- формировать элементарные научные представления о компонентах
живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека
и его здоровье;
- показать практическое применение биологических знаний: учить
приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными)
растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим
организмом, использовать полученные знания для решения бытовых,
медицинских и экологических проблем;
- формировать навыки правильного поведения в природе,
способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарногигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила
здорового образа жизни;
- развивать и корригировать познавательную деятельность, учить
анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к
обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости,
расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические
функции.
2. Общая характеристика учебного предмета «Биология»
Программа по учебному предмету "Биология" продолжает вводный
курс "Природоведение", при изучении которого обучающиеся в 5-6 классах,
получат элементарную естественно-научную подготовку. Преемственные
связи
между
данными
предметами
обеспечивают
целостность
биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному
поведению обучающихся в соответствии с законами природы и
общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала в 7-9 классах позволяет решать
задачи экологического, эстетического, патриотического, физического,
трудового и полового воспитания обучающихся и подростков.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно
воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за
ее сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы
тесно связано с деятельностью человека и человек - часть природы, его жизнь
зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и
последующих поколений.
Курс "Биология" состоит из трех разделов: "Растения", "Животные",
"Человек и его здоровье".
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию
лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение
экскурсий — все это даст возможность более целенаправленно
2

способствовать развитию любознательности и повышению интереса к
предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию обучающихся:
развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
С разделом "Неживая природа" обучающиеся знакомятся на уроках
природоведения в 5-6 классах.
Курс биологии, посвященный изучению живой природы, начинается с
раздела "Растения" (7 класс), в котором все растения объединены в группы не
по семействам, а по месту их произрастания. Такое структурирование
материала более доступно для понимания обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел включены
практически значимые темы, такие, как "Фитодизайн", "Заготовка овощей на
зиму", "Лекарственные растения".
В разделе "Животные" (8 класс) особое внимание уделено изучению
животных, играющих значительную роль в жизни человека, его
хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен темами, близкими
учащимся, живущим в городской местности ("Аквариумные рыбки", "Кошки"
и "Собаки": породы, уход, санитарно-гигиенические требования к их
содержанию).
В разделе "Человек" (9 класс) человек рассматривается как
биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается
изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших
групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение,
дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
воспринимать человека как часть живой природы.
3. Место учебного предмета «Биология» в учебном плане
Учебный предмет «Биология» входит в обязательную предметную
область
«Естествознание»
учебного
плана
МАОУ
СОШ№1
им.Н.И.Кондратенко ст.Кущёвской для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, реализуется в урочной деятельности в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Программа учебного предмета «Биология» рассчитана на 3 года (с 7
по 9 класс).
Годовой учебный план общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями): 7 – 9 классы
Количество часов в год
Классы
Предметные
Учебные
области
7
8
9
Всего
предметы
Обязательная часть
1. Естествознание 1.2. Биология
68
68
68
204

3

1-

Недельный учебный план образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями): 7 – 9 классы
Количество часов в неделю
Предметные
Классы
Учебные предметы 7
8
9
Всего
области
Обязательная часть
1. Естествознание 1.2. Биология
2
2
2
6
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Биология». Требования к результатам освоения АООП.
Освоение обучающимися программы по предмету «Биология»,
созданной на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения программы образования включают
индивидуально-личностные
качества
и
социальные
(жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. На
уроках биологии будут формироваться следующие личностные
результаты:
- испытывать чувство гордости за свою страну;
- гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих
других обучающихся;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного
края и страны.
Предметные результаты освоения программы
Минимальный уровень
Достаточный уровень
7 класс
й уровень (минимальный)
2-й уровень (достаточный)
- узнавать и называть объекты - иметь представление об объектах
неживой и живой природы;
неживой и живой природы;
называть
общие
признаки - знать основные взаимосвязи между
изученных групп растений, условия природными
компонентами,
их произрастания;
природой и человеком;
- описывать особенности внешнего - устанавливать взаимосвязи между
вида изученных растений, называть средой обитания и внешним видом
основные
части
цветкового объекта
(единство
формы
и
растения;
функции);
использовать
биологические - знать признаки сходства и
знания в повседневной жизни;
различия между группами растений;
4

1-

- выполнять совместно с учителем
практические работы;
- владеть практическими навыками
безопасного поведения в случаях
контакта с ядовитыми видами
растений;
- соблюдать основные правила
безопасного поведения в природе.

- выполнять классификации на
основе выделения общих признаков;
- узнавать изученные природные
объекты
по
внешнему
виду
(натуральные объекты, муляжи,
слайды, рисунки, схемы);
- знать правила здорового образа
жизни и безопасного поведения,
использовать их для объяснения
новых ситуаций;
- выполнять практические работы
самостоятельно
или
предварительной (ориентировочной)
помощи учителя;
владеть
сформированными
знаниями и умениями в учебных,
учебно- бытовых и учебно-трудовых
ситуациях.
8 класс
й уровень (минимальный)
2-й уровень (достаточный)
- иметь представление об объектах - иметь представление об объектах
и явлениях неживой и живой неживой и живой природы;
природы;
- знать основные взаимосвязи между
компонентами,
- знать особенности внешнего вида природными
изученных животных, узнавание и природой и человеком;
различение изученных объектов в - устанавливать взаимосвязи между
окружающем
мире,
моделях, средой обитания и внешним видом
объекта
(единство
формы
и
фотографиях, рисунках;
- знать общие признаки изученных функции);
групп животных, правила поведения - знать признаки сходства и
в природе, техники безопасности, различия
между
группами
здорового образа жизни в объеме животных;
программы;
- выполнять классификации на
- выполнять совместно с учителем основе выделения общих признаков;
практические
работы, - узнавать изученные природные
предусмотренные программой;
объекты
по
внешнему
виду
- применять полученные знания и (натуральные объекты, муляжи,
сформированные умения в бытовых слайды, рисунки, схемы);
- знать правила здорового образа
ситуациях.
жизни и безопасного поведения,
использовать их для объяснения
новых ситуаций;
- выполнять практические работы
самостоятельно
или
5

1-

предварительной (ориентировочной)
помощи учителя;
владеть
сформированными
знаниями и умениями в учебных,
учебно- бытовых и учебно-трудовых
ситуациях.
9 класс
й уровень (минимальный)
2-й уровень (достаточный)
- иметь представление об объектах и - иметь представление об объектах
явлениях
неживой
и
живой неживой
и
живой
природы,
природы, организма человека;
организме человека;
- знать особенности внешнего вида - знать основные взаимосвязи между
изученных растений и животных, природными
компонентами,
узнавание и различение изученных природой и человеком, органами и
объектов в окружающем мире, системами органов у человека;
моделях,фотографиях, рисунках;
- устанавливать взаимосвязи между
- знать общие признаки изученных средой обитания и внешним видом
групп растений и животных, объекта
(единство
формы
и
правила поведения в природе, функции);
техники безопасности, здорового - знать признаки сходства и
образа жизни в объеме программы;
различия между группами растений
- выполнять совместно с учителем и животных;
практические
работы, - выполнять классификации на
предусмотренные программой;
основе выделения общих признаков;
- описывать особенности состояния - узнавать изученные природные
своего организма;
объекты
по
внешнему
виду
- знать названия специализации (натуральные объекты, муляжи,
врачей;
слайды, рисунки, схемы);
- применять полученные знания и - знать названия элементарных
сформированные умения в бытовых функций и расположение основных
ситуациях (измерение температуры органов в организме человека;
тела, правила первой доврачебной - знать способы самонаблюдения,
помощи).
описание
особенностей
своего
состояния, самочувствия, знать
основные
показатели
своего
организма (группа крови, состояние
зрения, слуха, норму температуры
тела, кровяного давления);
- знать правила здорового образа
жизни и безопасного поведения,
использовать их для объяснения
новых ситуаций;
- выполнять практические работы
самостоятельно
или
6

предварительной (ориентировочной)
помощи
учителя
(измерение
температуры
тела,
оказание
доврачебной помощи при вывихах,
порезах, кровотечении, ожогах);
владеть
сформированными
знаниями и умениями в учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых
ситуациях.
Изучение предмета «Биология» в 7 - 9 классах направлено на
формирование следующих базовых учебных действий
Базовые учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых),
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
- использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач,
- использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач,
- осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности;
- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия представлены умениями:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию,
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном
вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.

7

5. Система оценки достижений обучающимися планируемых
результатов освоения программы
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего,
оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ и тестовых
заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень
самостоятельности обучающегося и особенности его развития.
Устный ответ:
Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся:
- показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного
материала;
- умеет выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет
полученные знания в незнакомой ситуации;
- не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного
материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью
дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и
устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае, если обучающийся:
- показывает знания всего изученного программного материала;
- умеет выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
- допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при
воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила
культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных
работ.
Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся:
- показывает знания и усвоение изученного программного материала на
уровне минимальных требований;
- умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения
при ответах на видоизмененные вопросы;
- допускает грубые или несколько негрубых ошибок при
воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает
основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления
10

письменных работ.
Оценка «2» не ставится.
Критерии оценивания практических работ (лабораторных
работ)обучающихся по биологии.
Оценка «5»:
- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы;
- четко и правильно даны определения;
- вывод самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Оценка «4»:
- наблюдение проведено самостоятельно;
- частично раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения, но допущены нарушения
последовательности изложения;
- вывод неполный.
Оценка «3»:
- наблюдение проведено с помощью учителя;
- усвоено основное содержание материала;
- определения понятий нечеткие;
- допущены ошибки и неточности в выводе.
- наблюдение проведено с помощью учителя;
- усвоено основное содержание материала;
- определения понятий нечеткие;
- допущены ошибки и неточности в выводе.
Оценка «2» не ставится.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ и
тестовых заданий.
Оценка «5» ставится если:
- обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится если:
- обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не
более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не
более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если:
- обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил
не более двух грубых ошибок;
- обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил
не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил
не более двух-трех негрубых ошибок.
Оценка «2» не ставится.
11

6. Содержание учебного предмета «Биология»
Биология. 7 класс. Растения
Повторение основных сведений из курса природоведения о неживой и
живой природе. Живая природа: растения, животные, человек. Многообразие
растений (размеры, форма, места произрастания). Цветковые и бесцветковые
растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и
их охрана.
Общие сведения о цветковых растениях. Культурные и дикорастущие
растения. Общее понятие об органах цветкового растения. Органы цветкового
растения (на примере растения, цветущего осенью: сурепка, анютины
глазки). Подземные и наземные органы растения.
Корень. Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный,
боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение
корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень).
Стебель. Строение стебля. Образование стебля. Побег. Положение
стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора,
камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка
воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и
откладывание запаса органических веществ). Разнообразие стеблей
(травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий,
цепляющийся, вьющийся, стелющийся.
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок).
Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование
листа. Значение листьев в жизни растения - образование питательных
веществ в листьях на свету, испарения воды листьями (значение этого
явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений.
Листопад и его значение.
Цветок. Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее ознакомление).
Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные.
Распространение плодов и семян. Строение семени (на примере фасоли,
гороха, пшеницы). Условия, необходимые для прорастания семян.
Определение всхожести семян.
Демонстрация опыта образование крахмала в листьях растений на
свету.
Лабораторные работы по теме: органы цветкового растения. Строение
цветка. Строение семени.
Практические
работы.
Образование
придаточных
корней
(черенкование стебля, листовое деление). Определение всхожести семян.
Некоторые биологические особенности леса. Лиственные деревья:
береза, дуб, липа, осина или другие местные породы. Хвойные деревья: ель,
сосна или другие породы деревьев, характерные для данного края.
Особенности внешнего строения деревьев. Сравнительная характеристика.
Внешний вид, условия произрастания. Использование древесины различных
пород.
12

Лесные кустарники. Особенности внешнего строения кустарников.
Отличие деревьев от кустарников. Бузина, лещина (орешник), шиповник.
Использование человеком. Отличительные признаки съедобных и ядовитых
плодов.
Ягодные кустарнички. Черника, брусника. Особенности внешнего
строения. Биология этих растений. Сравнительная характеристика.
Лекарственное значение изучаемых ягод. Правила их сбора и заготовки.
Травы. Ландыш, кислица, подорожник, мать-и-мачеха, зверобой или 2
- 3 вида других местных травянистых растений. Практическое значение этих
растений.
Грибы леса. Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница.
Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами.
Обработка съедобных грибов перед употреблением в пищу. Грибные
заготовки (засолка, маринование, сушка).
Охрана леса. Что лес дает человеку? Лекарственные травы и растения.
Растения Красной книги. Лес - наше богатство (работа лесничества по охране
и разведению лесов).
Практические работы. Определение возраста лиственных деревьев по
годичным кольцам, а хвойных деревьев - по мутовкам. Лепка из пластилина
моделей различных видов лесных грибов.
Экскурсии на природу для ознакомления с разнообразием растений.
Разнообразие комнатных растений. Светолюбивые (бегония, герань,
хлорофитум). Теневыносливые (традесканция, африканская фиалка, монстера
или другие, характерные для данной местности). Влаголюбивые (циперус,
аспарагус). Засухоустойчивые (суккуленты, кактусы). Особенности внешнего
строения и биологические особенности растений. Особенности ухода,
выращивания, размножения. Размещение в помещении. Польза, приносимая
комнатными растениями. Климат и красота в доме. Фитодизайн: создание
уголков отдыха, интерьеров из комнатных растений.
Практические работы. Черенкование комнатных растений. Посадка
укорененных черенков. Пересадка и перевалка комнатных растений, уход за
комнатными растениями: полив, обрезка. Составление композиций из
комнатных растений.
Однолетние растения: настурция (астра, петуния, календула).
Особенности внешнего строения. Особенности выращивания. Выращивание
через рассаду и прямым посевом в грунт. Размещение в цветнике. Виды
цветников, их дизайн.
Двулетние растения: мальва (анютины глазки, маргаритки).
Особенности внешнего строения. Особенности выращивания. Различие в
способах выращивания однолетних и двулетних цветочных растений.
Размещение в цветнике.
Многолетние растения: флоксы (пионы, георгины). Особенности
внешнего строения. Выращивание. Размещение в цветнике. Другие виды
13

многолетних цветочно-декоративных растений (тюльпаны, нарциссы). Цветы
в жизни человека.
Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, овес, кукуруза или
другие злаковые культуры. Труд хлебороба. Отношение к хлебу, уважение к
людям, его выращивающим. Технические культуры: сахарная свекла, лен,
хлопчатник, картофель, подсолнечник. Особенности внешнего строения этих
растений. Их биологические особенности. Выращивание полевых растений:
посев, посадка, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Одежда
изо льна и хлопка.
Сорные растения полей и огородов: осот, пырей, лебеда. Внешний
вид. Борьба с сорными растениями.
Однолетние овощные растения: огурец, помидор (горох, фасоль,
баклажан, перец, редис, укроп - по выбору педагогического работника).
Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста, петрушка.
Многолетние овощные растения: лук. Особенности внешнего строения этих
растений, биологические особенности выращивания. Развитие растений от
семени до семени. Выращивание: посев, уход, уборка. Польза овощных
растений. Овощи - источник здоровья (витамины). Использование человеком.
Блюда, приготавливаемые из овощей.
Практические работы: выращивание рассады. Определение основных
групп семян овощных растений.
Яблоня, груша, вишня, смородина, крыжовник, земляника (абрикосы,
персики - для южных регионов). Биологические особенности растений сада:
созревание плодов, особенности размножения. Вредители сада, способы
борьбы с ними. Способы уборки и использования плодов и ягод. Польза
свежих фруктов и ягод. Заготовки на зиму.
Практические работы в саду: вскапывание приствольных кругов
плодовых деревьев. Уборка прошлогодней листвы. Экскурсия в цветущий
сад.
Биология. 8 класс. Животные
Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные
животные. Дикие и домашние животные. Места обитания животных и
приспособленность их к условиям жизни (форма тела, покров, способ
передвижения, дыхание, окраска: защитная, предостерегающая). Значение
животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу.
Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и
внутреннего скелета). Многообразие беспозвоночных; черви, медузы, раки,
пауки, насекомые.
Дождевой червь. Внешний вид дождевого червя, образ жизни,
питание, особенности дыхания, способ передвижения. Роль дождевого червя
в почвообразовании. Демонстрация живого объекта или влажного препарата.
Насекомые. Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы). Различие
по внешнему виду, местам обитания, питанию. Бабочки. Отличительные
признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница, куколка). Характеристика
14

на примере одной из бабочек. Павлиний глаз, траурница, адмирал. Их
значение. Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред.
Меры борьбы. Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание,
способ передвижения, польза, разведение. Жуки. Отличительные признаки.
Значение в природе. Размножение и развитие. Сравнительная характеристика
(майский жук, колорадский жук, божья коровка или другие - по выбору
педагогического работника). Комнатная муха. Характерные особенности.
Вред. Меры борьбы. Правила гигиены. Медоносная пчела. Внешнее
строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи). Разведение пчел
(пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства (целебные свойства
меда, пыльцы, прополиса). Муравьи - санитары леса. Внешний вид. Состав
семьи. Особенности жизни. Польза. Правила поведения в лесу. Охрана
муравейников. Демонстрация живых насекомых, коллекций насекомых вредителей сельскохозяйственных растений, показ видеофильмов.
Практическая работа. Зарисовка насекомых в тетрадях.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Общие признаки позвоночных животных. Наличие позвоночника и
внутреннего скелета. Классификация животных: рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Общие признаки рыб. Среда обитания. Речные рыбы (пресноводные):
окунь, щука, карп. Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в
данной местности. Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности
питания хищных рыб), дыхание, способ передвижения. Размножение рыб.
Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и рациональное использование).
Рыболовство. Рациональное использование. Домашний аквариум. Виды
аквариумных рыб. Среда обитания (освещение, температура воды).
Особенности размножения (живородящие). Питание. Кормление (виды
корма), уход.
Демонстрация живых рыб и наблюдение за ними.
Экскурсия к водоему для наблюдений за рыбной ловлей (в
зависимости от местных условий).
Общие признаки земноводных. Лягушка. Место обитания, образ
жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Питание, дыхание,
размножение (цикл развития). Знакомство с многообразием земноводных
(жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего вида и образа жизни.
Значение в природе. Черты сходства и различия земноводных и рыб. Польза
земноводных и их охрана. Демонстрация живой лягушки или влажного
препарата.
Практические работы. Зарисовка в тетрадях. Черчение таблицы
(сходство и различие).
Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание,
дыхание. Размножение пресмыкающихся (цикл развития). Ящерица прыткая.
Места обитания, образ жизни, особенности питания. Змеи. Отличительные
особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка, уж (места
15

обитания, питание, размножение и развитие, отличительные признаки).
Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей.
Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание,
размножение и развитие. Сравнительная характеристика пресмыкающихся и
земноводных (по внешнему виду, образу жизни, циклу развития).
Демонстрация живой черепахи или влажных препаратов змей. Показ
кино- и видеофильмов.
Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы.
Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и
перьев на теле. Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов.
Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление
к среде обитания. Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые).
Птицы леса: большой пестрый дятел, синица. Хищные птицы: сова, орел.
Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж. Водоплавающие птицы: уткакряква, лебедь, пеликан. Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь,
ворона, воробей, трясогузка или другие местные представители пернатых.
Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о
потомстве. Охрана птиц. Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы.
Уход за ними. Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности
внешнего строения, питания, размножения и развития. Строение яйца (на
примере куриного). Уход за домашними птицами. Содержание, кормление,
разведение. Значение птицеводства.
Демонстрация скелета курицы, чучел птиц. Прослушивание голосов
птиц. Показ видеофильмов.
Экскурсия с целью наблюдения за поведением птиц в природе (или
экскурсия на птицеферму).
Практические работы. Подкормка зимующих птиц. Наблюдение и
уход за птицами в живом уголке.
Общие сведения. Разнообразие млекопитающих животных. Общие
признаки млекопитающих (рождение живых детенышей и вскармливание их
молоком). Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны,
зайцеобразные, хищные, пушные и морские звери, приматы) и
сельскохозяйственные. Дикие млекопитающие животные.
Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания,
образ жизни, питание, размножение. Мышь (полевая и серая полевка), белка,
суслик, бобр. Отличительные особенности каждого животного. Значение
грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Польза и вред,
приносимые грызунами. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ
жизни, питание, значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк).
Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид,
отличительные особенности. Особенности некоторых из них. Образ жизни.
Добыча пиши. Черты сходства и различия. Псовые (собачьи): волк, лисица.
16

Медвежьи: медведи (бурый, белый). Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр.
Сравнительные характеристики.
Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в
природе. Разведение на зверофермах.
Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные:
кабан, лось. Общие признаки, внешний вид и отличительные особенности.
Образ жизни, питание, места обитания. Охрана животных.
Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки,
внешний вид, среда обитания, питание, размножение и развитие.
Отличительные особенности, распространение и значение. Китообразные:
кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ передвижения.
Особенности вскармливания детенышей. Значение китообразных. Охрана
морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную книгу
(нерпа, пятнистый тюлень).
Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными
особенностями различных групп. Питание. Уход за потомством. Места
обитания.
Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих животных.
Экскурсия в зоопарк, краеведческий музей (дельфинарий, морской
аквариум).
Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Игры (зоологическое
лото).
Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание.
Содержание кроликов. Разведение. Корова. Отличительные особенности
внешнего строения. Особенности питания. Корма для коров. Молочная
продуктивность коров. Вскармливание телят. Некоторые местные породы.
Современные фермы: содержание коров, телят. Овца. Характерные
особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание. Способность к
поеданию низкорослых растений, а также растений, имеющих горький и
соленый вкус. Значение овец в экономике страны. Некоторые породы овец.
Содержание овец в зимний и летний периоды. Свинья. Внешнее строение.
Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая прослойка). Уход и
кормление (откорм). Свиноводческие фермы. Лошадь. Внешний вид,
особенности. Уход и кормление. Значение в народном хозяйстве. Верховые
лошади, тяжеловозы, рысаки. Северный олень. Внешний вид. Особенности
питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение. Оленеводство.
Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к
условиям жизни. Значение для человека.
Демонстрация видеофильмов (для городских школ).
Экскурсия на ферму (для сельских школ).
. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход.
Санитарно-гигиенические требования к их содержанию. Заболевания и
оказание первой помощи животным. Кошки. Особенности внешнего вида.
Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические требования.
17

Заболевания и оказание им первой помощи. Животные в живом уголке
(хомяки, черепахи, белые мыши, белки). Образ жизни. Уход. Кормление.
Уборка их жилища.
Биология. 9 класс. Человек
Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме
и укреплении здоровья.
Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы
органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения,
пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств.
Расположение внутренних органов в теле человека.
Скелет человека. Значение опорных систем в жизни живых
организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека.
Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища
(позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей. Череп.
Скелет туловища. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и
осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная
клетка и ее значение. Кости верхних и нижних конечностей. Соединения
костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные. Сустав, его строение.
Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей.
Первая доврачебная помощь при этих травмах.
Практические работы. Определение правильной осанки.
Мышцы. Движение - важнейшая особенность живых организмов
(двигательные реакции растений, движение животных и человека). Основные
группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины,
мышцы груди и живота, мышцы головы и лица. Работа мышц: сгибание,
разгибание, удерживание. Утомление мышц. Влияние физкультуры и спорта
на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в
правильном формировании опорно-двигательной системы. Пластика и
красота человеческого тела.
Наблюдения и практическая работа. Определение при внешнем
осмотре местоположения отдельных мышц. Сокращение мышц при сгибании
и разгибании рук в локте. Утомление мышц при удерживании груза на
вытянутой руке.
Передвижение веществ в организме растений и животных.
Кровеносная система человека. Кровь, ее состав и значение. Кровеносные
сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке.
Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам.
Группы крови. Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь,
сердечная
недостаточность).
Профилактика
сердечно-сосудистых
заболеваний. Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце
тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца,
постепенное увеличение нагрузки. Вредное влияние никотина, спиртных
напитков, наркотических средств на сердечно - сосудистую систему. Первая
помощь при кровотечении. Донорство - это почетно.
18

Наблюдения и практические работы. Подсчет частоты пульса и
измерение кровяного давления с помощью педагогического работника в
спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений.
Обработка царапин йодом. Наложение повязок на раны.
Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при
кровотечении.
Значение дыхания для растений, животных, человека. Органы
дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи,
легкие. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и
тканях. Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов
дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит,
туберкулез). Влияние никотина на органы дыхания. Гигиенические
требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы.
Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние. Озеленение
городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья
человека.
Демонстрация опыта. Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха
углекислого газа.
Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания
(искусственное дыхание, кислородная подушка).
Особенности питания растений, животных, человека. Значение
питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки,
жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и
фруктов для здоровья человека. Авитаминоз. Органы пищеварения: ротовая
полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник.
Здоровые зубы - здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение).
Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту
под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в
кишечнике. Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы
питания. Пища народов разных стран. Культура поведения во время еды.
Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит,
дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений.
Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная
помощь при нарушениях пищеварения.
Демонстрация опытов. Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле.
Действие слюны на крахмал.
Демонстрация правильного поведения за столом во время приема
пищи, умения есть красиво.
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы
образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь,
мочеиспускательный канал). Внешний вид почек, их расположение в
организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных
заболеваний. Профилактика цистита.
19

Практические работы. Зарисовка почки в разрезе. Простейшее чтение
с помощью педагогического работника результатов анализа мочи (цвет,
прозрачность, сахар).
Особенности мужского и женского организма. Биологическое
значение размножения. Размножение растений, животных, человека. Система
органов размножения человека (строение, функции, гигиена юношей и
девушек в подростковом возрасте). Половые железы и половые клетки.
Оплодотворение.
Беременность.
Внутриутробное
развитие.
Роды.
Материнство. Уход за новорожденным. Рост и развитие обучающегося.
Последствия ранних половых связей, вред ранней беременности.
Предупреждение нежелательной беременности. Современные средства
контрацепции. Аборт. Пороки развития плода как следствие действия
алкоголя и наркотиков, воздействий инфекционных и вирусных заболеваний.
Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика.
Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты,
осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Производные кожи:
волосы, ногти. Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны,
водные процедуры, влажные обтирания). Оказание первой помощи при
тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах,
обморожении, поражении электрическим током. Кожные заболевания и их
профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема). Гигиена кожи. Угри и
причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за
волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.
Практическая работа. Выполнение различных приемов наложения
повязок на условно пораженный участок кожи.
Значение и строение нервной системы (спинной и головной мозг,
нервы). Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и
значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок,
чередование труда и отдыха. Отрицательное влияние алкоголя, никотина,
наркотических веществ на нервную систему. Заболевания нервной системы
(менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика травматизма и
заболеваний нервной системы.
Демонстрация модели головного мозга.
Значение органов чувств у животных и человека. Орган зрения
человека. Строение, функции и значение. Болезни органов зрения, их
профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Орган
слуха человека. Строение и значение. Заболевания органа слуха,
предупреждение нарушений слуха. Гигиена. Органы осязания, обоняния,
вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность:
болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих
органов. Охрана всех органов чувств.
Демонстрация муляжей глаза и уха.
7. Тематическое планирование
20

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11.

Наименование раздела/ подраздела.
7 класс (68 часов в год)
Введение
Общее знакомство с цветковыми растениями
Растения леса
Комнатные растения
Цветочно- декоративные растения
Растения поля
Овощные растения
Растения сада
8 класс (68 часов в год)
Введение
Беспозвоночные животные
Позвоночные животные
3.1 Рыбы – 8 часов
3.2 Земноводные - 3 часа
3.3 Пресмыкающиеся – 5 часов
3.4 Птицы – 10 часов
3.5 Млекопитающие – 15 часов
3.6 Сельскохозяйственные животные - 10 часов
3.7 Домашние питомцы – 4 часа
9 класс (68 часов в год)
Введение
Общее знакомство с организмом человека
Опора и движение
Кровообращение
Дыхание
Питание и пищеварение
Выделение
Размножение и развитие
Покровы тела
Нервная система
Органы чувств

21
1

Кол-во
часов
1
18
12
7
5
7
9
9
2
11
55

1
2
11
8
6
11
3
8
6
5
7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».